Джеймс Аллен и Марк Гиллан о системе FRIC

После двух Гран При сезона команды получили в свое распоряжение пару недель на подготовку к двум следующим этапам. На многих машинах появятся новые компоненты, но главным направлением, на котором сосредоточили свои усилия топ-команды, стали попытки добиться эффективной работы от новых систем подвески, аналогичных тем, что появились в этом году на машинах Lotus и Mercedes. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассказывает о том, что такое система FRIC.

Джеймс Аллен: «Аббревиатура FRIC расшифровывается, как Front and Rear-Interconnected, (что можно истолковать, как “взаимодействующие системы передней и задней подвески”), и эта система за счет гидравлики обеспечивает взаимодействие передней и задней подвески, что позволяет добиться стабильного дорожного просвета. FRIC помогает гонщику увереннее управлять машиной, а также способствует более эффективной работе резины, что в 2013-м году крайне важно.

Инженеры прилагают серьезные усилия, чтобы дорожный просвет сохранялся стабильным, даже когда машина тормозит или кренится при прохождении поворотов. Существуют различные теории, объясняющие, как Lotus и Mercedes удалось довести до ума свои разработки, однако в отличие от пассивных двойных DRS или выхлопных систем, основанных на использовании “эффекта Коанда”, систему FRIC сложно увидеть, поскольку она находится внутри машины.

Тем не менее, благодаря опыту и знаниям Марка Гиллана, бывшего главного инженера Williams, мы можем объяснить, что стоит за этой идеей, и каким образом она помогает гонщику достичь более высоких скоростей при прохождении круга.

Когда машина преодолевает поворот, она совершает различные движения: наклоняется вперед на торможении, кренится на входе в поворот и на выходе из него. Все это влияет на стабильность и на дорожный просвет и в результате приводит к значительному снижению прижимной силы.

Если вам удастся добиться более стабильного поведения машины в таких ситуациях и удерживать постоянный дорожный просвет в ходе всех маневров, это заметно упростит жизнь. Инновационные системы, подобные FRIC, предназначены для выполнения этой функции, а также оптимизации поведения аэродинамического обвеса и поддержания прижимной силы на необходимом уровне.

Специалистам по аэродинамике всегда сложнее всего найти оптимальный компромисс между уровнем прижимной силы и величиной дорожного просвета, и тренировки перед главными событиями гоночного уик-энда во многом посвящены как раз поискам такого компромисса.

В ходе работы FRIC рабочая жидкость в гидравлической системе перекачивается от передней подвески к задней, и, поскольку это происходит пассивно, подобные разработки считаются легальными: никакие действия гонщика не влияют на работу системы, все происходит “само собой” по мере движения машины.

Машины Формулы 1 последнего поколения очень чувствительны к кренам, поэтому любые средства, позволяющие свести к минимуму углы кренов, безусловно, будут способствовать росту скоростей. Сложно оценить, насколько это позволит сократить время прохождения круга, но зато гонщик будет уверенней чувствовать себя за рулем, тем более, система также дает заметное преимущество в работе с шинами.

За счет того, что поведение машины становится более стабильным и предсказуемым, она более гармонично взаимодействует с резиной. Нагрузка на шины распределяется более равномерно – соответственно, они более равномерно изнашиваются.

Система довольно сложна по конструкции, ее непросто интегрировать в машину, и команда хранит подобные разработки в тайне. Возможно, поэтому в начале сезона о ней было не так много разговоров, но по ходу чемпионата все новые команды будут брать ее на вооружение.

Интересно, что Lotus и Mercedes активнее других старались добиться эффективной работы пассивной двойной DRS, с которой возникали серьезные сложности, поскольку гонщики опасались, что снижение лобового сопротивления и его резкое увеличение приводили к внезапным изменениям дорожного просвета, причем, все это происходило неожиданно для пилота.

Если благодаря системе FRIC удается минимизировать “клевки” машины на торможениях в конце прямых, это помогает добиться стабильности, и гонщику уже проще почувствовать уверенность за рулем. Возможно, следующим шагом будет внедрение тех самых двойных DRS, поскольку препятствие, этому мешавшее, в значительной степени устранено».

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё