Как это работает: «Горячий» и «холодный» выхлоп

Выхлопная система Mercedes GP

В Монреале команды Формулы 1 получили очередное письмо от технических служб FIA, в котором говорилось об ограничении на использование стабильного потока выхлопных газов в работе диффузора, что позволяло компенсировать нехватку прижимной силы при снижении скорости и добиться преимущества в сцеплении с трассой при прохождении поворотов.

Обычно поток выхлопных газов зависит от степени нажатия на педаль акселератора – чем выше обороты, тем больше выхлопных газов, но инженерам нескольких команд удалось найти техническое решение, позволившее стабилизировать поток. При этом выхлопные газы поступают в диффузор, обеспечивающий большую часть прижимной силы в задней части машины и эффективное сцепление с трассой ведущих колёс.

Начиная с гонки в Сильверстоуне, это решение будет серьёзно ограничено – когда педаль газа отпущена, поток выхлопных газов не может превышать 10% от максимального значения.

Сейчас команды используют два разных решения - «горячий» и «холодный» выхлоп…

Холодный выхлоп: Когда гонщик отпускает педаль газа, дроссель полностью закрывается, перекрывая подачу топлива к свечам зажигания и двигатель не выдает крутящий момент, но при этом воздух продолжает проходить через двигатель, чтобы поддерживать в выхлопной системе 75% давления, соответствующего режиму открытого дросселя.

Горячий выхлоп: Когда гонщик отпускает педаль газа, топливо продолжает поступать, но меняется фаза зажигания – за счёт этого сохраняется управляемость и уменьшается крутящий момент, а топливо дожигается в дополнительной камере, превращаясь в горячие газы, поступающие в диффузор. Расход топлива увеличивается примерно на 15% и этот процесс негативно сказывается на надёжности – инженерам приходится принимать дополнительные меры, чтобы гарантировать прохождение всей дистанции.

Технологию горячего выхлопа используют мотористы Renault, Ferrari и Mercedes, холодного – Cosworth. Оба этих принципа будут запрещены – сейчас FIA прорабатывает процедуру контроля за соблюдением принятых ограничений, а 16 июня пройдёт заседание технической рабочей группы, на котором представители команд обсудят сложившуюся ситуацию.

Пока речь идёт об уточнении регламента, а в 2012-м правила изменятся таким образом, что использование энергии выхлопных газов в работе диффузора станет невозможным. И тогда инженеры придумают другое решение…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё