Техника F1: Пульт управления гонкой

Чарли Уайтинг готовится к старту. Июль 1999-го

Старт. Машины занимают места, согласно результатам квалификации. Нервы на пределе. Делегат FIA и директор гонки Чарли Уайтинг стоит перед стартовым пультом и оценивает информацию, полученную из нескольких источников. Все ли на месте? Полностью ли выполнена процедура?

Автоматика подает звуковой сигнал за десять, пять, три и одну минуту до старта, каждый из этих сигналов обозначает начало очередного предстартового цикла. Прогревочный круг завершен, машины на местах, Чарли нажимает кнопку старта. Стартовые огни светофора зажигаются по очереди, потом он ждёт две или три секунды, и нажимает кнопку ещё раз - огни гаснут. Поехали!

Таким был пульт управления гонкой в 2006-м, ещё без большого экрана в центре
Пульт управления гонкой в 2006-м, ещё без большого экрана в центре...

Пульт управления гонкой. Большой экран в центре и пятнадцать органов управления по периметру. Дизайн пульта меняется почти каждый год - технологии не стоят на месте, и сейчас на экране автоматика сигнализирует о том, что гонщики выстроились на стартовом поле в соответствии с протоколом, сверяя сигнал с датчика GPS, установленного на каждой машине, с координатами конкретной стартовой позиции конкретного автодрома. Впрочем, базовые функции пульта не менялись уже десять лет, за которые Чарли Уайтинг даёт старт Гран При.

Чарли Уайтинг

Чарли Уайтинг: "Действующий порядок сигналов на светофоре появился в 1996-м, чтобы увеличить остроту момента. Прежде в финале включался зеленый, но гонщики не обращали на него внимания, они следили только за красными лампами. Несколько раз, из-за технических проблем, зеленый не включался, но гонка всё равно стартовала. Пауза в несколько секунд перед тем, как огни погаснут, нужна ещё и для того, чтобы можно было остановить процедуру, если что-то идет не так".

Органы управления пульта


Locked

Замок с секретным ключом, вставив который можно активировать автоматический режим старта или, при необходимости, сделать всё вручную.

Horn

Сигнал к началу стартовой процедуры. Подаётся автоматически, но в случае каких-либо проблем Чарли может сам нажать эту кнопку.

Clear

Гасит все огни на подвеске стартового светофора.

Start

Запускает процедуру зажигания стартовых огней. Повторное нажатие огни гасит.

Finish

Нажимается в конце каждой сессии, запуская электронную систему, которая сообщает гонщикам и командам об окончании свободных заездов, квалификации или гонки.

Abort

Закрыта колпачком, исключающим случайные нажатия. Отмена стартовой процедуры при возникновении нештатных ситуаций.

Safety Car

Закрыта колпачком, исключающим случайные нажатия. Если необходим выезд машины безопасности, Уайтинг откидывает колпачок и нажимает эту кнопку, команды, маршалы, гонщики и водитель машины безопасности получают сигнал о режиме Safety Car. Запускается процедура закрытия въезда на пит-лейн.

Entry

Блок из кнопки и индикатора. В последние два года въезд на пит-лейн запрещен после выезда машины безопасности. После нажатия кнопки Safety Car светофор включается автоматически, на пульте вспыхивает соответствующий индикатор, расположенный рядом с кнопкой, отменяющей запрет.

Caution

Блок из кнопки и индикатора. Система автоматически предупреждает гонщика, выезжающего с пит-лейн, о приближении быстрой машины. Нажатие кнопки позволяет, при необходимости, погасить эту сигнализацию.

Select и Cancel

Все стартовые команды, соответствующие стандартной процедуре, автоматика подает сама, переключая картинку на главном экране. В отдельных ситуациях необходимо вмешательство - при рестарте Чарли переключает экраны этими кнопками, исключая ту или иную процедуру.

Текст: . Источник: F1Racing. Джеймс Робертс
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё