Адам Парр: "Я не хотел, чтобы Берни подал на меня в суд!"

Адам Парр и Берни Экклстоун

Издательство «Эксмо» сделало отличный подарок гоночным болельщикам, выпустив русскоязычное издание удивительной книги Адама Парра «Искусство войны». До марта прошлого года автор занимал посты исполнительного директора и президента Williams, но волею непростых обстоятельств был вынужден расстаться с Формулой 1, хотя Фрэнк Уильямс фактически объявил Парра своим преемником.

В «Искусстве войны» читатель найдет ответы на многие вопросы, связанные с той громкой отставкой, что само по себе интересно, а, кроме того, получит настоящее удовольствие, знакомясь с этой необычной книжкой. Заказать ее можно через интернет на сайте www.korsaclub.ru/actions/skill_of_war.phtml, однако советуем поторопиться: книга издана ограниченным тиражом, и есть риск, что число желающих заполучить ее в свою коллекцию превысит количество копий.

Обложка российского издания "Искусства войны"

В эксклюзивном интервью F1News.Ru Адам Парр подчеркнул, что Россия – первая страна, где вышло переводное издание «Искусства войны», появившегося в продаже в Великобритании в прошлом декабре накануне Рождества. Но, разумеется, мы говорили и на многие другие темы…

Вопрос: Теперь вы поселились во Франции: от кого-то прячетесь, или просто вам там удобнее жить?
Адам Парр: Я поселился во Франции, потому что после ухода из Формулы 1 решил взять тайм-аут, чтобы подумать о жизни, о моей карьере, о том, чем я занимался последние пять лет. Но также я решил воспользоваться ситуацией и дать моим детям возможность в течение года поучиться во Франции. Поэтому в настоящее время мы живем в этой стране.

Вопрос: И чем вы теперь занимаетесь? Уже приняли решение, что будете делать на новом этапе карьеры?
Адам Парр: И да, и нет. В последние несколько месяцев у меня было три основных занятия. Во-первых, я написал книгу; во-вторых, продолжаю учебу в университете и работаю над диссертацией; в-третьих, консультирую одну крупную британскую компанию. Так что дел много, и все они разные.

Вопрос: Итак, накануне прошлого Рождества вы сделали замечательный подарок всем гоночным болельщикам – выпустили книгу «Искусство войны», посвященную вашему пятилетнему опыту работы в Формуле 1. Название книги говорит само за себя. Но означает ли оно, что автор считает себя одной из жертв этой войны?
Адам Парр: (смеется) Нет, я никогда не считал себя жертвой! Поскольку верю, что человек всегда сам добивается успеха и сам терпит неудачу. Ничего не добьешься, если не берешь на себя ответственность за возможные неудачи. Моя точка зрения такая: в какой-то мере я достиг успеха, в какой-то – потерпел неудачу, но всегда сам за все отвечал.

Вопрос: Наверное, вы правы, но, по общему мнению, главное, что Williams вновь обрела форму, идет процесс возрождения команды, и в прошлом году счет ее побед пополнился, чего уже давно не было. И в этом, безусловно, есть и ваша заслуга. Наверное, вы испытываете особые чувства, видя прогресс команды?
Адам Парр: Спасибо, такое чувство у меня есть. Когда прошлой весной Williams одержала победу, впервые с 2004-го года, это был один из особых дней в моей жизни. Знаете, часто бывает, что вам сложно оценить меру ваших достижений, но в Формуле 1 и успех, и неудачу измерить очень просто. В тот день, когда команда выиграла гонку, я был очень горд, потому что тоже сыграл определенную роль.

Вопрос: Вернемся к вашей книге: британская критика встретила ее очень тепло, однако все в один голос говорили о том, что вы решили умолчать о самом интересном и не стали раскрывать секреты Формулы 1. Вы согласны с таким мнением?
Адам Парр: Нет, не согласен. По-моему, история, которую я рассказал, интересна сама по себе, но это не значит, что я рассказал все, что мог рассказать. Происходило много всего, что покажется любопытным публике, но при этом не поможет разобраться в сути дела. В английском языке есть выражение, которое характеризует журналистскую профессию: «У журналиста есть право и обязанность в интересах общества расследовать те или иные явления, но он не обязан писать о том, что интересно публике». Разумеется, лучший пример этого: частная жизнь людей.

В общем, было немало любопытного, что вызывало бы оживленную реакцию той части публики, которая интересуется всяческими сплетнями, но, по-моему, правдивая история, рассказанная в книге, намного важнее. Потому что там дело не в деталях и каких-то мелочах: прежде всего, эта книга о природе спорта и бизнеса в целом. Поэтому мне захотелось написать такую книгу, и я надеюсь, что люди ее оценят.

Вопрос: Но одно дело – реакция критики и читающей публики, а что говорили ваши бывшие коллеги, люди из мира Формулы 1?
Адам Парр: Знаете, я мало с кем контактирую из мира Формулы 1. На самом деле, я даже не знаю, как на мою книгу отреагировали в паддоке, честное слово! Мне известно мнение нескольких человек, и они книгу хвалили. Наверное, те, кого она не устроила, возможно, просто не стали мне об этом говорить! (смеется) Зато я знаю, что книга, как ни странно, очень понравилась отцу Росса Брауна!

Вопрос: Но как вам пришла в голову гениальная идея издать книгу комиксов и в столь неожиданной форме рассказать о самых серьезных вещах, происходивших в Формуле 1?
Адам Парр: Не знаю, как в России, но для Англии книга комиксов – довольно необычное явление. У нас не было такой традиции, в отличие от Франции или Бельгии, например, где уже давно популярны комиксы про Астерикса, Тинтина и многих других героев. Но даже в странах, где развита эта культура, все равно весьма необычно, если кто-то решит издать автобиографию в виде комиксов.

Так что, по-моему, идея весьма оригинальная! Дело в том, что я немало времени провел в Японии, и мне очень нравится наглядность, свойственная японской культуре комиксов. Я подумал, что если мне удастся найти подходящего художника, то картинки в сочетании с текстом могли бы дать весьма необычный эффект. И мы попытались этого достичь.

Вопрос: Как раз об этом следующий вопрос: насколько сложно было найти такого художника, кто бы справился с этой задачей?
Адам Парр: Мне было предложено пообщаться с четырьмя кандидатами, и каждому из них я давал испытательное задание. И все четверо, надо признать, справились очень неплохо, но особенно мне понравилось отношение к делу, которое проявил Пол Тинкер. Меня впечатлил его подход не только к искусству, но именно к работе, потому что трудиться пришлось интенсивно, все надо было сделать очень быстро. Фактически он работал днями и ночами, на весь проект у нас было всего три месяца.

Пол продемонстрировал мне, и, надеюсь, читатели тоже это почувствуют, что он действительно умеет превращать слова в яркие зрительные образы. В каких-то случаях они получились невероятно точными. Например, его Берни Экклстоун просто пугающе точен! В жизни Берни держит очки или мобильный телефон именно так! Так что Пол здорово поработал.

Вопрос: Книжка была выпущена как раз перед Рождеством: вы послали ее в подарок господину Экклстоуну?
Адам Парр:
Нет, я не стал этого делать, поскольку не хотел, чтобы он подал на меня в суд! (смеется) Конечно, это было глупо, поскольку Экклстоун мог ее прочитать, если бы захотел. Но я не был уверен, что он станет заказывать эту книгу через Amazon!

Кстати, недавно мы с ним спокойно общались, причем на очень серьезную тему, и мне не пришло в голову спросить его, видел ли он мою книгу? Так что я даже не знаю, что Берни о ней думает, но в суд он на меня не подал.

Вопрос: Это уже позитивный момент! А вы говорили с ним о Формуле 1?
Адам Парр: Да, конечно. Мы хорошо поговорили, он очень обаятельный человек, между прочим. В обычной жизни он очень приятный и вежливый джентльмен. Понимаете, даже если в книге идет речь о конфликте между мной и другими людьми, в том числе, и с ним, это вовсе не пасквиль и не попытка свести с кем-то счеты. Я ведь старался по-хорошему объяснить какие-то вещи.

Вопрос: Вы рассказали о Формуле 1 в определенный период ее истории. Но, безусловно, вы в курсе того, что происходит в спорте сейчас, и имеете обо всем свое мнение. Как вы считаете, развитие Формулы 1 идет в правильном направлении, или ситуация по-прежнему тревожная?
Адам Парр: Не думаю, что ситуация так уж плоха. Это нельзя сказать о невероятно интересном спорте, за которым в глобальном масштабе следит полмиллиарда болельщиков. Прошлый сезон, возможно, был самым захватывающим за долгие годы, если не десятилетия, если вспомнить, сколь острой была борьба, и скольким гонщикам удалось добиться побед.

Однако можно задаться вопросом: может ли эта ситуация быть лучше, и в правильном ли направлении развивается Формула 1? Ответ на первый вопрос, по-моему, однозначен: безусловно, она могла бы быть лучше. Что касается направления развития, то в моей книге я высказал определенную тревогу о тех аспектах спорта, которые мне представляются главными. Я не хочу сказать, что развитие идет в неверном направлении, однако остается риск, что оно может пойти неправильно.

Вопрос: Посмотрим, как будет развиваться Формула 1 в будущем, но что касается настоящего, то ясно, что чемпионату нужны высокопрофессиональные менеджеры. Так уж получилось, что вы были одним из таких профессионалов. У вас есть желание или мечта рано или поздно вернуться в паддок? Через год, через пять или, может быть, десять лет, на следующем витке истории?
Адам Парр: Нет, не думаю. Я отдал Формуле 1 пять лет, даже больше. Это был удивительный опыт. Вы сказали, что такое возвращение могло бы состояться в какой-то другой исторический период. Но для меня проблема в том, что вернуться в прошлое невозможно. Впрочем, был эпизод, когда я через пять лет вернулся в горнодобывающую компанию Rio Tinto, в которой уже работал до этого. Но не думаю, что возвращаться в паддок было бы правильно. Кроме того, я стал несколько старше, и сейчас меня интересуют другие вещи.

Вопрос: Нам приятно, что теперь ваша книга издана и в России на русском языке. Но на какую аудиторию вы рассчитываете, ведь в «Искусстве войны» идет речь о весьма серьезных вещах, которые происходили за кулисами Формулы 1, и, наверное, читатель должен быть подготовлен к восприятию этой информации?
Адам Парр: Не сомневаюсь, что читатели вашего сайта глубоко интересуются Формулой 1. Но книга рассчитана на более широкую аудиторию. Одна из лучших рецензий на нее была опубликована в Financial Times: ее написала ведущая журналистка газеты, подчеркнув, что подарила «Искусство войны» своим детям на Рождество.

Понимаете, я профессиональный бизнесмен и пришел в спорт именно в этом качестве – и точно так же ушел. По-моему, я рассказал историю о таком явлении, как конкуренция, соревнование. Неважно, на кого вы работаете, на «Газпром» или на самого себя, адвокат вы или журналист – во всех этих ситуациях есть нечто общее, какие-то закономерности.

Так что, по-моему, и в Англии, и в России аудитория книги будет шире: ее будут читать те, кому интересен спорт в целом, кто интересуется бизнесом и, разумеется, Формулой 1.

Вопрос: Российскому изданию предпослано посвящение: расскажите о ваших друзьях и партнерах, кому вы посвятили книгу?
Адам Парр: Как вы знаете, в 2008-м и 2009-м команда Williams участвовала в программе гоночного шоу Moscow City Racing, и нам очень понравилось. Я тогда впервые побывал в России и познакомился со Светланой Коршуновой из компании Independent Media, которая была одним из организаторов шоу. Второй представитель вашей страны, упомянутый в книге – это Рустам Тарико (владелец холдинга «Русский стандарт»), очень интересный человек и серьезный бизнесмен – с ним мы подружились в 2007-м году.

Я посвятил книгу Светлане и Рустаму, потому что мне хотелось выразить им свою благодарность. Кстати, недавно сюда, во французскую провинцию, где я живу, из Москвы был доставлен экземпляр российского издания – это же здорово! Радостно, когда выходит твоя книга, но особенно приятно, когда ее переводят на другие языки.

Кстати, Россия – первая страна, где вышло переводное издание, и, по-моему, это тоже важно. На очереди – Франция.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё