Гран При Сингапура: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Сингапура. Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Кими Райкконен (Lotus)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, нам показалось, что гонка получилась для вас очень легкой, а что вы скажете?
Себастьян Феттель: Старт был довольно трудным, ведь Нико Росберг стартовал лучше, а у меня начало разгона было не самым удачным. Пришлось остаться на внутренней траектории, но он, к счастью, зашел в поворот слишком широко, и я смог вернуть позицию. Это было очень важно, поскольку у нас была отличная скорость, и на первом отрезке я контролировал ход гонки, хотя появление автомобиля безопасности осложнило задачу.

После рестарта мы снова были очень быстры, я уже поблагодарил команду за великолепную машину. Такие победы не бывают случайными и не достаются за счёт везения. Так что сегодня мне было очень приятно выступать на этой безумной трассе.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы спокойно уезжали от соперников, единственный, кто смог сегодня оказаться впереди – водитель машины безопасности!
Себастьян Феттель: Гонка была долгой – казалось, она будет длиться вечно. В любой момент могла произойти какая-нибудь неприятность: иногда я оказывался очень близко к барьерам. На этой трассе невозможно расслабиться, но под конец гонки я уже спокойно контролировал отрыв от соперников, ведь на моей машине стоял более свежий комплект шин Supersoft, а они ехали на изношенных Medium.

Вопрос: (Мартин Брандл) А если говорить о физических нагрузках? Вы сильно вспотели – настолько трудной была гонка?
Себастьян Феттель: Да, попотеть пришлось, и мы сейчас мокрые не только от шампанского. Здесь очень жарко, но мне нравится эта гонка, одна из самых трудных в году. Тем более приятно первым пересечь линию финиша! Невероятные ощущения!

Вопрос: (Мартин Брандл) Фернандо, вы снова на подиуме к радости многочисленных болельщиков! Расскажите о своем старте – это было нечто потрясающее!
Фернандо Алонсо: Старт прошёл великолепно. Мы знали, что машине не хватает скорости, поэтому пришлось что-то придумать. Во-первых, надо было хорошо стартовать, а затем выбрать отличную от соперников тактику. Мне удалось выполнить обе задачи: я неплохо ушел в гонку, а моя стратегия отличалась от остальных. Второе место – отличный результат, сопоставимый с победой.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы совершили пит-стоп на двадцать пятом круге, а после рестарта ехали на одном комплекте шин до финиша. Когда было принято такое решение? И как вам удалось сохранить работоспособность резины, ведь, скажем, McLaren и другим командам на последних кругах явно не хватало сцепления?
Фернандо Алонсо: Финальный пит-стоп на 25 круге – рискованное решение, но ситуация в личном зачете такова, что мне нечего терять. Честно говоря, не важно, финишируете ли вы вторым или пятым. Мы максимально выкладываемся, контролируя при этом расход резины. Машина отлично работала в гонке, а поддержка болельщиков помогла отыграть несколько десятых.

Вопрос: (Мартин Брандл) Но Себастьян все-таки оказался быстрее…
Фернандо Алонсо: Red Bull Racing были быстры по ходу всего уик-энда. Мы должны их поздравить – они провели фантастический этап. В следующий раз мы постараемся оказаться на их месте.

Вопрос: (Мартин Брандл) Кими, в квалификации вас беспокоили боли в спине. Они были и в сегодняшней гонке?
Кими Райкконен: К счастью, не постоянно. Сейчас спина немного болит, но теперь у меня есть две недели, чтобы прийти в норму. Мы сделали все, что могли, и финишировали на подиуме – не думаю, что нам было по силам добиться большего.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вам приходилось постоянно сохранять веру в успех и терпеливо вести гонку, отыгрывая позиции и не допуская ошибок…
Кими Райкконен: Со скоростью проблем не было – я смог обогнать несколько машин, а ближе к финишу оказался позади Дженсона Баттона. Я видел, что его шины практически изношены, потому усилил прессинг. Мне нужно было опередить его как можно скорее, ведь кое-кто из преследователей получил свежий комплект резины и быстро догонял. Я провел обгон и сумел оторваться – к счастью, меня самого никто так и не настиг.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы как-то спокойно сказали «провел обгон», хотя это было по внешнему радиусу в очень непростом четырнадцатом повороте!
Кими Райкконен: Возможно, со стороны это выглядело дерзко. На траектории уровень сцепления всегда выше, и ты более-менее представляешь, в какой момент следует нажать на тормоза. С внутреннего радиуса атаковать сложнее, но маневр удался, и это главное.

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, для вас все складывается удачно, не так ли? Правда, Алонсо – ваш главный соперник – снова вместе с вами на подиуме…
Себастьян Феттель: Это невероятно, но, если честно, я пока не думаю о чемпионате и просто наслаждаюсь такими моментами, как сегодня или вчера. Я люблю гонки, машина вела себя отлично, мы напряжённо работали, начиная с пятницы, поэтому в такие дни, как сегодня, я получаю настоящее удовольствие.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, как обычно бывает в Сингапуре, сегодня в ход гонки снова вмешался автомобиль безопасности. Он свел на нет ваше преимущество и дал шанс соперникам сыграть на тактике, однако в тот момент в переговорах с командой вы бросили одно слово – «контроль». По сути, этим словом можно описать весь уик-энд – вы полностью контролировали ход событий!
Себастьян Феттель: На самом деле, все было не так-то просто, сейчас я и моя команда можем гордиться успехом. Мне известно, какая работа стоит за всем этим. Здесь, в Сингапуре, у нас весьма необычный график: комендантский час начинается в 9:00, и только утром наши механики покидают боксы, ведь они до последнего проводят многочисленные проверки. То же самое можно сказать об инженерах, допоздна работающих на базе. И если у нас получается вот так контролировать гонку, то это результат всех напряженных часов и невероятной преданности делу.

Для меня большая честь быть частью такой команды, и сегодня я просто наслаждаюсь моментом. Сингапур – одна из моих любимых гонок, я побеждаю здесь третий раз подряд, и это фантастическое чувство!

Вопрос: Пожалуй, решающим моментом был старт гонки, когда Нико Росбергу сначала удалось выйти вперед, но вы вернули позицию за счет контратаки перед третьим поворотом. Как все выглядело из кокпита?
Себастьян Феттель: Я хорошо среагировал на погасшие огни, но машина неохотно двинулась с места. Нико быстро поравнялся со мной, пришлось оставить ему место, но, к счастью, он слишком поздно затормозил перед первым поворотом. Я смог сместиться внутрь и в следующем – левом – повороте оказался впереди, после чего взял отличный темп. Выезд машины безопасности не сыграл нам на руку, но и не испортил ситуацию. В итоге получилось так, что у меня оказался свежий комплект SuperSoft, а соперники ехали на изношенном Medium – не забывайте, что здесь между составами разница в темпе около полутора секунд, поэтому я спокойно контролировал гонку.

Вопрос: Фернандо, вы снова сотворили чудо, прорвавшись с седьмого места на старте на второе на финише. Вы совершили блестящий рывок на первых метрах гонки и реализовали смелую стратегию, когда после ухода машины безопасности до клетчатого флага ехали на одном комплекте шин Medium. Какими были те 36 кругов?
Фернандо Алонсо: Ехать до самого финиша на том комплекте было непросто, но мы придерживались выбранной стратегии и за счет созданного отрыва могли контролировать темп. Старт тоже удался – мне повезло оказаться на оптимальной траектории. Перед первым поворотом машины постоянно смещаются то влево, то вправо – здесь я не ошибся с выбором и сразу вышел на третье место.

Когда в момент выезда автомобиля безопасности Нико Росберг не поехал в боксы, мы решили провести пит-стоп и попробовать несколько иную тактику. В этот уик-энд нам явно не хватало скорости, потому приходилось действовать неординарно – такой подход принес второе место, которое воспринимается как победа!

Вопрос: Вы сказали, что вам не хватало скорости. Команда привезла немало новинок в надежде подобраться к Red Bull Racing, но план не сработал. Теперь за шесть этапов до конца сезона вы уступаете Себастьяну шестьдесят очков. У вас есть мысли, как переломить ситуацию?
Фернандо Алонсо: Нужно быть реалистами: отрыв увеличивается с каждым уик-эндом и уже достиг шестидесяти очков. Потому нам необходимо везение – не только в Корее, но и в Японии, Индии, Абу Даби. Если мы уступаем секунду на круге, нужно везение в каждый уик-энд. Опять же, в этом плане мы очень неудобные соперники, ведь если удача окажется на нашей стороне, мы своего не упустим.

Вопрос: Кими, в момент пит-стопа вы знали, что вам предстоит ехать на этом комплекте до финиша? Если да, то как вы сочли это возможным?
Кими Райкконен: У нас был план, и мы знали, что с определенного момента можем ехать на одном комплекте до самого финиша. К счастью, соперники не могли повторить нашу тактику и были вынуждены свернуть в боксы. Я довольно долго ехал за Баттоном, затем усилил натиск и заметил, что его шины стали быстро сдавать. В итоге я попытался провести обгон, и маневр удался – это было весьма кстати, поскольку гонщики, получившие свежий комплект шин, стремительно нас догоняли. Оказавшись впереди, я сразу создал отрыв, которого хватило для сохранения третьей позиции. После крайне непростого уик-энда, когда у меня были проблемы со спиной, с настройками, с неудачной квалификацией, грех жаловаться на место на подиуме!

Вопрос: Не могли бы вы рассказать чуть подробнее о проблемах со спиной? Как вы себя сейчас чувствуете?
Кими Райкконен: В гонке я боли почти не чувствовал, но вчерашний день был не идеален, я ездил очень мало. Так что мы должны быть довольны третьим местом, а перед следующей гонкой нужно разобраться с этими проблемами. У меня не в первый раз сложности со спиной, зимой надо над этим поработать. Посмотрим, что удастся сделать.

Вопросы с мест

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Фернандо, блестящее выступление, очередной подиум, но Себастьян лишь увеличивает отрыв. Нет ли ощущения, что вам придется ещё год ждать своего первого титула в Ferrari?
Фернандо Алонсо: Ситуация не в нашей власти. Мы выкладываемся по максимуму, стараемся доработать машину перед каждой гонкой, но по сравнению с соперниками этих усилий недостаточно. Они действуют эффективнее, фантастически проводят уик-энды и заслуженно побеждают. Это спорт: здесь побеждают лучшие, нас таковыми пока не назовешь, но мы продолжаем работу.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, с точки зрения болей в спине для вас это был самый непростой уик-энд?
Кими Райкконен: Да, вчера боли были очень сильными, но, знаете, бывает и хуже. Боль не обязательно должна быть физической – скажем, сход с дистанции переживается намного труднее. Неприятности вроде нынешних иногда случаются, с ними приходится мириться.

Вопрос: (Яков Полихронис – F1Plus.com) Себастьян, на подиуме вас вновь освистали. Это было ожидаемо в Монце – на домашней для Ferrari трассе, где болельщики весьма эмоциональны. Но здесь – выездной этап, и люди со всего мира…
Себастьян Феттель: Это называется выездной тур – они приезжают на каждую гонку. К счастью, мы продолжаем штамповать победы – пусть у них и дальше будет повод свистеть.

Вопрос: (Яков Полихронис – F1Plus.com) Вас беспокоит подобная реакция?
Себастьян Феттель: Она неприятна, но достаточно просто взглянуть на трибуны. Большинство болельщиков одеты в красные цвета, и такая поддержка Ferrari вполне объяснима: эта команда дольше других выступает в Формуле 1 и является самой успешной в истории чемпионата. Да, на трибунах появляется все больше темно-синих футболок, и здесь нам есть, чему радоваться! Ну а те, что свистят – знаете, им не нравится, когда побеждает кто-то кроме их кумиров. Очевидно, они достаточно богаты, чтобы приезжать на несколько гонок, но пока у них есть повод для свиста – значит, мы справляемся со своей работой.

Эти люди не представляют Сингапур или какую-либо другую отдельно взятую страну. Впрочем, в спорте вполне нормально, когда кто-либо поддерживает конкретного гонщика и не терпит успехов конкурента. Здесь много немецких флагов, Сингапур многонационален. Парад пилотов прошел в очень приятной атмосфере, на круге возвращения в боксы многие меня приветствовали. Возможно, сегодня мне не удалось порадовать зрителей интересной гонкой, но в подобные дни я об этом как-то не думаю.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, вы проехали тридцать шесть кругов на одном комплекте шин. У вас была информация, что резина выдержит такую дистанцию, или вы просто решили рискнуть?
Фернандо Алонсо: Мы не представляли, на сколько кругов хватит шин. Пожалуй, мы не ожидали такой эффективности, но отставание уже 60 очков, и если план сработал – что ж, здорово, а если нет – я финиширую четвертым или пятым. Остальное не в нашей власти.

Оставался ничтожный шанс, что Росберг, Уэббер и Хэмилтон будут достаточно быстры после ухода с трассы машины безопасности, а Себастьян не успеет оторваться на двадцать восемь секунд, позволяющие ему сохранить лидерство. Но у Нико возникли проблемы с передним антикрылом, Марка подвели шины, а Льюис остановился слишком поздно, так что когда передо мной оказалась свободная трасса, Себ уже провел пит-стоп и выехал впереди меня.

Опять же, даже если у нас и был шанс перехватить инициативу, то удержать Себастьяна позади было бы очень сложно. Тем не менее, нам нечего терять, таким же будет подход в оставшихся гонках: если мы уступаем в скорости, нужно использовать иную тактику.

Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, многие говорят о титуле, как о решенном деле. Что скажете вы? Есть ли трассы, на которых вы можете побороться за победу?
Фернандо Алонсо: Как я уже говорил, ситуация очень сложная, и за последние три гонки она ничуть не изменилась. Если мы хотим выиграть титул, нам необходимо везение во всех шести оставшихся гонках. Мы уступаем слишком много очков и сильно проигрываем в скорости, потому нужно стечение обстоятельств. Сегодня все видели, как Марк Уэббер сошел буквально на последнем круге, и если в какой-то момент это случится с Себастьяном, мы должны быть рядом, на втором месте. Если не получается претендовать на победу, мы должны ехать сразу позади и использовать любой шанс, но будем реалистами: для успеха понадобится огромное везение.

Вопрос: (Лим Сей Хенг – The New Paper/People Singapore) Себастьян, вы говорили, что этап в Сингапуре один из сложнейших в сезоне. После сегодняшней победы можете ли вы сказать, что самый сложный этап битвы за титул остался позади?
Себастьян Феттель: Это самая трудная гонка с точки зрения выносливости – по крайней мере, мне так показалось. Пару лет назад Фернандо предлагал сделать её короче – она в самом деле слишком продолжительная. Конечно, ощущения зависят от позиции в пелотоне, но по нагрузке эта трасса – одна из самых непростых. Не только из-за многочисленных скоростных поворотов – сам круг невероятно длинный, плюс кочковатый асфальт, искусственное освещение. В Сингапуре нет права на ошибку, и со всем этим нужно справляться. Ради победы здесь приходится потеть намного сильнее!

Фернандо Алонсо: Это единственная гонка, которая из года в год длится два часа. Мы проезжаем круг за 1 минуту 55 секунд, всего кругов – 61, легко посчитать, что гонка всегда будет продолжаться два часа.

В Монако, где такая же медленная уличная трасса, дистанция Гран При далеко не 300 км, а намного меньше, и суммарное время там вполне приемлемое. Очевидно, организаторы считают такое положение дел нормальным. Уже пять лет подряд мы гоняемся в Сингапуре по два часа, в предыдущем сезоне в гонке было 59 кругов вместо 61, поскольку лимит времени наступил до окончания дистанции… Нужно обсудить этот вопрос с FIA, но я поддержу любое решение.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, кто принял решение остаться на трассе? Это было ваше решение или предложение команды?
Фернандо Алонсо: Команды. Я спрашивал, сколько кругов осталось до финиша. Мне ответили: «36, мы проведем пит-стоп, а там решим». В тот момент мы упустили лишь две позиции, пропустив Уэббера и Хэмилтона, но получили свежий комплект шин для рестарта. Машина безопасности довольно долго оставалась на трассе, и команда сообщила: «Твоя задача – доехать на этих шинах до финиша». В итоге я следил за их состоянием на протяжении тридцати двух кругов.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос ко всем. Сегодня Red Bull Racing и Lotus были очень быстры, однако в обеих командах сошло по одной машине. Почему технические проблемы всегда случаются с напарниками, а не с лидерами?
Кими Райкконен: Я не знаю, что произошло с Романом.

Вопрос: (Фредерик Ферре - L'Equipe) Проблемы с пневматикой двигателя…
Себастьян Феттель: А с Марком что?

Вопрос: (Фредерик Ферре - L'Equipe) Как он сам сказал, коробка передач…
Кими Райкконен: Подобное иногда случается, у меня тоже бывали проблемы. Как команда, мы сами должны сделать все, чтобы избежать неприятностей, но даже если вы выкладываетесь на 100%, риск все равно остается. Может сломаться и самая дешевая, и самая дорогая деталь.

Себастьян Феттель: Не вижу здесь какого-то умысла. В Монце у нас обоих были проблемы с коробкой передач – если, конечно, у Марка и там она работала некорректно. Приехав сюда, мы смогли лучше разобраться в ситуации, но, очевидно, не до конца, и в пятницу у меня было больше неприятностей с коробкой, чем у напарника.

Возможно, Марк постоянно находился в трафике, а здесь довольно жарко – кроме того, его коробка получила повреждения ещё в Монце, когда отказал радиатор. Поломка могла стать следствием всех этих факторов, но между нашими машинами нет никакой разницы, мы получаем абсолютно одинаковые детали.

Вопрос: (Энтони Роулинсон – F1 Racing) Фернандо, считаете ли вы, что в следующем сезоне Ferrari сможет приблизиться к Red Bull Racing?
Фернандо Алонсо: Следующий сезон все начнут с нуля, и смена регламента – лучший шанс сократить отставание. Этот сезон мы начали очень здорово, уже в Австралии были вполне конкурентоспособны, и если в квалификации скорости не хватало, то в гонке мы отлично контролировали износ шин. Мы победили в Китае и Испании, но потеряли инициативу, когда в чемпионат вернулись шины прошлогодней спецификации. В следующем году всё начнется заново, и потому мы возлагаем на предстоящий сезон большие надежды.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, по ходу гонки ваш инженер – Андреа Стелла – сказал вам: «Следи за шинами, мы должны поставить очередной комплект SuperSoft, не упускай из вида ди Ресту, он позади тебя». Это был хитрый ход в расчете заставить Mercedes снова свернуть в боксы?
Фернандо Алонсо: Очевидно, в трансляции это было подано несколько иначе. Андреа сказал мне следить за ди Рестой, поскольку тот ехал на свежем комплекте SuperSoft, а я оставался на Medium, и на первых двух кругах разница в темпе могла составлять секунду. Я понимал, что Пол может попытаться провести атаку, так что суть проста: будь начеку.

Вопрос: (Трент Прайс – Richland F1) Себастьян, под занавес гонки инженер сообщил вам о подозрениях на вибрацию в тормозах. Вы её чувствовали? Это сказывалось на поведении машины?
Себастьян Феттель: Да, я чувствовал вибрацию, ближе к финишу она становилась всё заметнее. К счастью, у меня было солидное преимущество и сэкономленный комплект SuperSoft, так что я мог немного сбавить темп. Если бы меня прессинговали, кто знает, как всё могло обернуться… У меня уже случались подобные проблемы, и здесь, в Сингапуре, это не самая приятная новость, ведь торможений здесь достаточно много. Ситуация была под контролем, но если бы пришлось вести плотную борьбу до финиша, могли возникнуть сложности.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, успеете ли вы прийти в норму к Гран При Кореи, и какова ваша цель на ту гонку?
Кими Райкконен: Поживем – увидим. Думаю, я буду в полном порядке, и мы постараемся выступить лучше.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё