Гран При Малайзии: Пресс-конференция в пятницу

Гран При Малайзии. Пресс-конференция в пятницу

Участники: Джеймс Эллисон (Lotus), Пэт Фрай (Ferrari), Боб Белл (Mercedes), Роберт Фернли (Force India), Сэм Майкл (McLaren), Сирил Абитебул (Caterham)

Вопрос: Джеймс, начнем с вас. Блестящая победа и отличный старт сезона в прохладном Мельбурне! Судя по результатам сегодняшних свободных заездов, ваши машины быстры и в жаркую погоду…
Джеймс Эллисон: Уик-энд покажет, но день действительно прошел неплохо, и машина быстра.

Вопрос: Какая-либо из последующих трасс вызывает у вас беспокойство?
Джеймс Эллисон: Все! С каждой приходится иметь дело в отдельности. Было бы здорово и здесь добиться успеха, хорошо сработав и в прохладных условиях, и в жару.

Вопрос: Вам по силам дорабатывать машину в том же темпе, что и другим сильным командам?
Джеймс Эллисон: Наша команда всегда соответствовала общему для сезона темпу доработки машины, а зачастую и превосходила его.

Вопрос: Что вы можете сказать о выступлении Кими Райкконена в Мельбурне? Похоже, он действовал абсолютно уверенно и заметно прибавил по сравнению с прошлым годом…
Джеймс Эллисон: В нынешнем сезоне он чувствует себя расслабленно и очень уверенно, а пилотирует с потрясающим спокойствием. Кими понимает, что у него хорошая машина, что ему не нужно цепляться за лидеров, и что можно по-настоящему следить за шинами лишь тогда, когда необходимо взвинтить темп. В первой гонке он пилотировал уверенно, плавно и был очень быстр.

Вопрос: Боб, в прошлом году Mercedes выступала успешнее в прохладных условиях, а в жарких странах дела шли несколько хуже. С новой машиной подобных проблем нет?
Боб Белл: Мы на это надеемся. Зимой команда потратила немало сил на то, чтобы разобраться в прошлогодних проблемах. При прохладной погоде мы уверенно провели зимние тесты, в Мельбурне оказалось ничуть не теплее, но лишь после этапа в Малайзии мы поймем, удалось ли устранить все неприятности. Мне кажется, мы не ошиблись.

Вопрос: Изменилась ли работа команды с приходом Льюиса Хэмилтона?
Боб Белл: Льюис стал для нас новым катализатором – так бывает всегда, когда в команду приходит новый гонщик, тем более столь конкурентоспособный. Он мотивирует и команду, и своего напарника, он четко знает, в каком направлении нужно двигаться, и его подход совпадает с нашим, что очень приятно!

Вопрос: Как Льюис влияет на Нико Росберга?
Боб Белл: Каждый гонщик желает превзойти напарника, и если новичок команды взвинчивает темп, второй старается ответить тем же. Это здоровая конкуренция.

Вопрос: Пэт, второе место в Австралии, вы опередили Red Bull Racing. Сейчас Ferrari лидирует в Кубке конструкторов, каким было настроение в команде после финиша в Мельбурне?
Пэт Фрай: Мы довольны гоночным темпом машины. Всем было очевидно, что Кими ограничится двумя пит-стопами – вы сами видели, как он сразу отпустил лидеров на две секунды. Мы не могли повторить такую тактику, выбрали более агрессивный вариант с тремя сменами шин и в итоге были вынуждены прорываться через трафик.

Этот фактор, вместе с ограничением скорости на пит-лейн, и определил разницу между стратегиями: мы не решились на вариант с двумя пит-стопами, Кими рискнул и добился успеха – наши поздравления, ну а нам остается лишь работать над скоростью. Приятно финишировать вторыми, но каждый из нас стремится к победе, не так ли?

Вопрос: Что вы думаете о скорости Lotus и о том, как команда начала сезон?
Пэт Фрай: Очень неплохо. Мы сами вряд ли решились бы на тактику с двумя пит-стопами в Мельбурне, а они сработали потрясающе.

Вопрос: Не могли бы вы сказать несколько слов о возвращении к прежней форме Фелипе Массы? Бразилец неплохо провел вторую половину прошлого сезона, в квалификации в Мельбурне превзошел Фернандо Алонсо и на протяжении двух отрезков гонки ехал впереди него. В чем причина таких перемен?
Пэт Фрай: Сложно сказать. Он позитивно относится к работе, пилотирует очень аккуратно и не перегружает машину. В первой половине прошлого сезона у Фелипе возникли сложности, вторую он провел намного лучше и продолжил эту тенденцию в этом году, что хорошо и для него, и для позиции команды в Кубке конструкторов.

Вопрос: Боб, гонщик Force India лидировал в заключительной гонке предыдущего сезона, да и в Мельбурне Адриан некоторое время возглавлял пелотон, пока не откатился на седьмое место. Какие перспективы на сезон в целом?
Роберт Фернли: Если в Бразилии мы лидировали за счет скорости, то в Мельбурне все объяснялось выбором шин. Приятно возглавлять пелотон, но это было следствием тактики. Впрочем, для начала сезона машина вполне конкурентоспособна.

Вопрос: Что сегодня подвело Адриана? Он снял комбинезон еще за полчаса до окончания сессии?
Роберт Фернли: Возникла проблема с сальником системы подачи масла – мы были вынуждены остановить машину, чтобы не допустить повреждения мотора.

Вопрос: Не могли бы вы рассказать о возвращении Адриана Сутила в Формулу 1 спустя год вне гонок и с минимумом тестов? Вас удивила его скорость?
Роберт Фернли: После тестов в Барселоне я уже не удивился. Испанская трасса – лучшее место для проверки способностей гонщика, Адриан отлично показал себя на тестах, и его скорость в Мельбурне не стала для меня неожиданностью.

Вопрос: Сирил, полагаю, Caterham стала одной из трех команд, которые были огорчены своим выступлением в Мельбурне – наряду с Williams и McLaren. Есть что-то такое в работе команды, что вселяет в вас оптимизм?
Сирил Абитебул: Мы выбрали подход, отличающийся от тактики других команд в том, что мы, по сути, не работаем с новой машиной. Стратегия предусматривает пакетную доработку машины, а первый пакет обновлений мы получим лишь в Бахрейне. Сейчас у нас промежуточная версия шасси, и результаты соответствуют ожиданиям. Впрочем, это отнюдь не значит, что нам нравится быть позади.

Мы контролируем разницу в скорости между нами и машинами Marussia. Впрочем, нам не хотелось бы заострять внимание на соперничестве только с ними – мы хотим двигаться вперед в пелотоне, а не плестись в последних рядах. Все модификации, над которыми команда работала на протяжении последних двенадцати месяцев, обеспечили 66% прогресса еще по ходу предыдущего сезона, и лишь остальные 33% уже этой зимой, причем из этих 33% половина пришлась на KERS. Полагаю, у нас есть все основания для оптимизма. Сейчас в аэродинамической трубе тестируется несколько интересных новинок, и главное, чтобы они обеспечили желаемый эффект уже в Бахрейне.

Вопрос: Для малазийских инвесторов команды это домашний этап. Каков прогноз на уик-энд?
Сирил Абитебул: Очевидно, нас снова ждет плотная борьба с Marussia. Все решит расход резины, адаптация гонщиков и отсутствие ошибок с их стороны, так что мы стараемся максимально хорошо подготовиться. В этот уик-энд в паддоке будут наши акционеры, нам хотелось бы порадовать их уверенным выступлением.

Вопрос: Сэм, в Мельбурне ваши гонщики открыто говорили о проблемах с машиной. А есть нечто такое, что стало положительным моментом того уик-энда?
Сэм Майкл: Думаю, мы практически выжали из той машины максимум. Никто в McLaren не может быть доволен таким положением дел и такой скоростью. Несколько недель перед этапом в Мельбурне выдались крайне напряженными, поскольку мы заранее знали – и это было очевидно из данных телеметрии и прочей информации – что нам нужно дорабатывать машину.

Мы существуем ради побед и решились на серьёзные изменения в конструкцию шасси с расчетом на то, что по ходу сезона они себя оправдают. Сейчас весь коллектив пытается разобраться с MP4-28, чтобы как можно скорее научить её побеждать.

Вопрос: Вы рассматривали вариант возвращения к прошлогоднему шасси, с которым выиграли две последних гонки прошлого сезона. Вы отказались от этого плана?
Сэм Майкл: Все внимание – MP4-28. Для этого нужно провести массу проверок, сегодня мы подолгу работали на трассе, а на базе последние пять дней процесс не останавливался ни на минуту. Мы добились определенного прогресса, и все усилия направлены именно на действующее шасси.

Вопрос: Основываясь на собственном опыте, можете ли вы сказать, сколько времени пройдет до тех пор, пока вы сможете бороться c Ferrari и Lotus?
Сэм Майкл: Мы стараемся добиться этого как можно скорее, но когда разом работаешь над тремя различными областями, сложно строить прогнозы. Мой опыт подсказывает мне, что предугадать эффект практически невозможно. Могу лишь сказать, что в своей истории McLaren не раз выходила из самых непростых ситуаций и становилась еще сильнее. Не вижу причин, по которым у нас не получится повторить это снова – особенно с тем объемом работы, который был проделан за последние две недели. Думаю, возвращение не займет много времени.

Вопрос: Похоже, в Мельбурне сразу после дождя Дженсон смог чуть ближе подобраться к лидерам. В этот уик-энд вы рассчитываете на переменчивую погоду?
Сэм Майкл: Пожалуй, да. В Мельбурне мы были очень быстры именно на подсыхающей трассе, чего нельзя сказать об абсолютно сухом или абсолютно мокром асфальте. Посмотрим, что получится на этот раз. В Малайзии либо ливень, либо солнце.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос к двум инженерам и тем, кто пожелает ответить. В Мельбурне квалификация была перенесена на воскресенье, а в Малайзии в предыдущие годы гонку не раз останавливали красными флагами. Есть ли возможность скорректировать правила так, чтобы свести количество остановок сессий к минимуму и дать болельщикам возможность смотреть то зрелище, за которым они пришли на трибуны, заплатив немалые деньги?
Пэт Фрай: Учитывая ливни, которые здесь временами случаются, и их силу, гоняться порой попросту невозможно. Мы стараемся сделать гонки максимально безопасными, а в остальном все зависит… Вопрос в том, могут ли шины в принципе держать трассу… В 2009 году дождь был настолько силен, что никакие настройки и никакая резина не выдержали бы такого напора стихии.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Прошу прощения, но я говорил о ситуации в целом, а не только о Гран При Малайзии. Нечто подобное мы наблюдали в Канаде и других странах. Может, следует подумать, как избежать таких ситуаций?
Пэт Фрай: Подобные ситуации сложно предусмотреть, а когда на трассе много воды, гоняться небезопасно. Захочет ли FIA собирать совет, чтобы понять, возможно ли ездить по трассе в таких условиях, это решать только им.

Джеймс Эллисон: Мне нечего добавить, вы сами всё видели. В какой-то момент завеса дождя становится непробиваемой, и машина начинает аквапланировать. До определенной поры с этим можно бороться посредством разных комплектов шин, но брызги все равно останутся проблемой, а рано или поздно аквапланинг возьмёт своё, особенно на трассах вроде Сепанга. Не думаю, что есть какое-то техническое решение – остается лишь ждать, когда условия позволят ехать дальше.

Роберт Фернли: Разве что кто-то сможет дозвониться до небесной канцелярии, а до тех пор – никаких вариантов.

Боб Белл: Едва ли и я смогу что-то добавить. Команды проделывают огромный объем работы, чтобы их машины соответствовали регламенту. FIA вполне может изучить обозначенную вами ситуацию и оценить возможные пути решения вопроса, а что касается команд – им останется лишь адаптироваться к новым требованиям.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Господин Фернли, в последних гонках предыдущего сезона, да и в Мельбурне, ваша команда использовала разную тактику для двух своих гонщиков. Это признак неуверенности?
Роберт Фернли: Не думаю, что это можно считать признаком нехватки уверенности. В Мельбурне все было вполне очевидно: гонщик, квалифицировавшийся на шинах Supersoft, одним из первых перейдет на Medium, и в этом не было ничего рискованного.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Но подобный подход позволяет одному гонщику финишировать достаточно высоко, а второго оставляет с не самым лучшим результатом. Не подумайте, я не хочу сказать, что вы отдаете предпочтение одному из гонщиков – это было случайное разделение тактики. Но хотелось бы понять, чем оно вызвано...
Роберт Фернли: В 2012-м ситуация была несколько иной. Мы обороняли – вернее сказать, мы атаковали в расчете удержать позицию в зачете Кубка конструкторов в противостоянии с Sauber. В такой ситуации стараешься максимизировать свои шансы на достойное количество очков, и в этом причина разделения тактики. Но там, где было возможно, мы использовали оптимальную стратегию для обоих гонщиков - это касается и Мельбурна.

Вопрос: Если продолжать тему гонщиков, Джеймс, какова ситуация с Романом Грожаном? Он был не настолько быстр в первой гонке, как Кими, да и сегодня уступил ему в скорости…
Джеймс Эллисон: В прошлом году Роман доказал свою скорость, а это ценное качество настоящего гонщика. Прошлый уик-энд сложился для него не лучшим образом, поскольку мы не смогли одинаково подготовить обе машины – в итоге в пятницу Роман работал с другой конфигурацией аэродинамического обвеса, а когда утром в субботу мы установили необходимые модификации, в дело вмешалась погода.

Здесь у нас вновь лишь один комплект доработок, и он достался Кими. Таковы последствия отсутствия тестов между этапами – команда старается как можно быстрее усовершенствовать машину, и в этой ситуации один комплект новинок всегда будет готов раньше второго, и кто-то из гонщиков успеет опробовать его раньше, чем напарник получит аналогичный. Мы пытаемся выпускать оба комплекта одновременно, но это не всегда возможно. В итоге Роман оказался в непростой ситуации, да и его напарник выкладывается по максимуму – это основные причины такой разницы в скорости.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Сирил, не могли бы вы прокомментировать сведения о возможном слиянии с Marussia?
Сирил Абитебул: Мы уже прокомментировали со своей стороны, а Marussia – со своей, факт прошедших зимой переговоров. Всем известно, что обстановка в Формуле 1 недостаточно стабильна. Я не так давно в этом бизнесе, но за это время раз десять слышал о предполагаемых слияниях и объединениях, в том числе среди четырех ведущих команд, так что подобной информации не стоит придавать значения. Мы оценивали выгоды от возможной кооперации, они оказались несущественными, и вопрос был закрыт.

Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Пэт, вы уверены в том, что здесь Ferrari сможет ехать в одном темпе с Lotus и выступит лучше, чем в Мельбурне?
Пэт Фрай: Темп должен быть неплохим – по крайней мере, не хуже, чем в Австралии. А что касается износа шин, то у меня нет четкого понимания – нужно проанализировать собранную информацию. Сегодня заезды прошли несколько суматошно: многие команды работали длинными сериями кругов во второй сессии, в шестом и седьмом поворотах трассу поливал дождь – нужно оценить все факторы. Надеюсь, мы сможем контролировать состояние шин.

Вопрос: Не получится ли так, что ключом к успеху вновь станет возможность проехать дистанцию с одним пит-стопом меньше, чем у соперников?
Пэт Фрай: Не знаю, ждет нас вариант с тремя-четырьмя сменами шин или с двумя-тремя. Нужно проанализировать данные. Хотел бы я взглянуть, как Джеймс попытается и здесь проехать гонку с двумя пит-стопами.

Вопрос: Джеймс, вам интересен такой вариант?
Джеймс Эллисон: В целом в Малайзии всегда на один пит-стоп больше, чем в Мельбурне, так что подобная тактика была бы излишне смелой.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё