Франция'68: Пирс Каридж

Победитель Гран При Франции 1968 года Жаки Икс
Гонка #167: 7 июля 1968 года. Гран При Франции. Руан
Поул Йохен Риндт (Brabham BT26) - 1.56,1 (202,9 км/ч)
Лучший круг Педро Родригес (BRM P133) - 2.11,5 (179,1 км/ч)
Победитель Жаки Икс (Ferrari 312) - 2:25.40,9 (161,7 км/ч)

Конец 60-х стал для Формулы 1 и её болельщиков испытанием на прочность. С одной стороны, получив трёхлитровые моторы, машины поехали очень быстро, а гонки почти всегда складывались интересно и непредсказуемо. Появление богатых спонсоров принесло средства на техническое развитие, и прогресс помчался вперед семимильными шагами.

Но средства безопасности, оставшиеся на прежнем допотопном уровне, уже не справлялись с возложенной на них задачей. Ни инфраструктура трасс, ни немногочисленные защитные средства на борту уже не отвечали поставленным задачам. Только в первой половине 1968 года спорт потерял 12 человек, причем аварии забирали как неопытных новичков, так и блистательных мастеров, уровня Джима Кларка.

Переломным моментом, который показал, что дальнейшее бездействие недопустимо, многие называют Гран При Франции. Этап на скоростной дорожной трассе в Руане собрал на окрестных холмах более 100 тысяч человек, не помешал даже моросящий дождик, периодически переходящий в ливень.

По ходу тренировок уже попал в аварию Джеки Оливер. Lotus британца вылетел с асфальта на скорости больше 200 км/ч – хорошо, что удар получился касательным, и сам пилот почти не пострадал, тогда как машину даже не пытались восстановить к гонке – так здорово она была разбита.

Жаки Икс, недавно дебютировавший в Ф1 и за лихой нрав приглашенный в Ferrari, оказался единственным, кто решил использовать дождевые шины – остальные сочли, что хватит и промежуточных. Правоту бельгийца подтвердил первый же круг, который он закончил с преимуществом в добрых пять секунд.

А в самом начале третьего круга произошла трагедия: популярный французский пилот Жо Шлессер, приглашенный на этот Гран При местным отделением Honda, не удержал машину на трассе в одном из скоростных виражей. Та соскользнула на сырую траву, в заносе ударилась о склон холма и перевернулась. Шлессеру доверили пилотировать экспериментальный вариант с мотором воздушного охлаждения – первый пилот Honda Джон Сёртиз, опробовав машину в тренировках, наотрез отказался выступать на ней в гонке.

Горит машина Шлессера

После аварии, попав на раскаленный двигатель, капли бензина тут же вспыхнули. Шасси было создано с использованием магниевых сплавов, потому всего за несколько секунд над трассой поднялся 15-метровый столб огня. Спасать из него было уже некого.

При этом гонку никто и не думал останавливать. Из круга в круг пилоты должны были проезжать мимо обгоревшего остова Honda, а поначалу – еще и огибать догорающий на асфальте бензин. Вокруг были разбросаны обугленные обломки: занимавший второе место Йохен Риндт пропорол о них колесо. Вдобавок, травмы получили пятеро зрителей. Джеки Стюарт позже признался, что в тот день он едва ли не в первый раз испытал страх, сидя за рулем...

На 19-м круге лидировавший Икс допустил ошибку, ему удалось продолжить гонку, но лишь третьим, пропустив Педро Родригеса и Джона Сертиза. Впрочем, всего за два круга пилот Ferrari вернулся в лидеры – и больше уже не уступал первую позицию, в итоге опередив всех преследователей на две минуты. Это была первая победа в карьере бельгийца, снискавшая ему расположение Коммендаторе, команда которого полтора года не побеждала в Ф1.

Родригес вскоре сошел из-за проблем с коробкой передач, а Сёртиз, машина которого неважно слушалась руля, вынужден был посетить боксы для замены разбитых камнем очков. Впрочем, это не помешало британцу в итоге финишировать вторым. Нижняя же ступень подиума досталась Джеки Стюарту, который восстанавливался после недавней травмы и вынужден был управлять машиной по сути одной лишь левой рукой, так как правая была заключена в специальный корсет.

Интересно...
Следом за тройкой лидеров в Руане финишировал Вик Элфорд, проводивший первую гонку в карьере. Для британского спортсмена-универсала, который ранее по ходу того же сезона выиграл Ралли Монте-Карло и марафон "24 часа Дайтоны", дебют получился успешным. Однако в дальнейшем, проведя в Формуле 1 больше десятка гонок, Элфорд так и не смог хотя бы повторить этот результат. А вот в других соревнованиях он добился еще множества успехов.

Пирс Каридж

Пирс Каридж

Шестым, заработав первые в карьере очки, гонку в Руане закончил Пирс Реймонд Каридж, молодой гонщик, которого многие называли будущей звездой. Он стал одним из типичных представителей большой плеяды британцев, пришедшей в гонки во второй половине 60-х годов. К сожалению, Кариджа и его ровесников часто называют "потерянным поколением" – слишком уж многим из этих пилотов была уготована смерть в авариях...

Ещё в конце XVIII века семья Пирса основала собственную пивоваренную компанию, потому молодой человек, захотевший пойти стопами знаменитого земляка Стирлинга Мосса, сразу же получил в подарок Lotus 7, на котором, по воспоминаниям современников, первое время ездил больше по обочинам, чем по трассе.

Глядя на это, его отец пришел к решению, которое не раз встречается при изучении гоночной истории: Кариджу-младшему дозволили заниматься гонками и дальше, вот только оплачивать увлечение молодой человек должен был из собственного кармана. Это сразу изменило ситуацию. Объединившись с закадычным дружком Джонатаном Уильямсом, Пирс смог купить шасси Lotus 22 для гонок Формулы 3.

Британцы раскатывали с ним по всей Европе, каждые выходные заявляясь на очередную гонку. При этом ночевали они частенько в паддоке, а кому выходить на старт, до покупки второй машины решали броском монеты. Разумеется, как только о появлении этих сорвиголов становилось известно в окрестностях очередной трассы, местные фермеры переполнялись тревогой за своих симпатичных дочек.

Однако при всем этом Пирс и Джонатан были быстры, потому получили предложение провести полный сезон Ф3 в 1965 году за одну из сильных команд. Каридж одержал четыре победы, а главное, познакомился с человеком, которому суждено было изменить его судьбу. Его напарником, а по совместительству и механиком команды был молодой парень по имени Фрэнк Уильямс.

Каридж получил приглашение из Lotus, затем выступал в полузаводском проекте BRM, а 1967 год провел в Формуле 2, гоняясь на McLaren Джона Кумбса. По итогам сезона британец стал четвёртым, но запомнился не только несомненной скоростью, но и большим количеством происшествий. Многие молодые пилоты, случалось, разбивали машины, но у Кариджа аварии всякий раз получались очень серьезными.

Сам гонщик, правда, выходил из них без единой царапины, после чего садился за руль на следующем этапе и продолжал мчаться вперед. Когда сезон закончился, Кумбс посоветовал ему всерьез задуматься – может, стоит прекратить выступления и посвятить себя чему-то другому? Но Пирс был непреклонен.

Он выкупил у бывшего босса машину и отправился через полмира, чтобы зимой 1968 года принять участие в Тасманской серии. Итогом стали несколько подиумов, победа в финальной гонке под проливным дождем (хотя в соперниках значились Кларк, Хилл, МакЛарен, Эймон и другие звезды) – а главное, ни единого схода. Это заставило иначе взглянуть на гонщика.

Когда в апреле разбился Джим Кларк, именно Кариджа звал ему на замену Колин Чепмен. Но британец отказался от выступления за сильнейшую команду Ф1 ради другого проекта: вместе с Фрэнком Уильямсом они запустили совместный проект в Формуле 2. Один организовывал работу, другой крутил руль – совместными усилиями они добились результата. Параллельно Пирс выступал в Больших Призах за команду Reg Parnell Racing, где финишировал шестым во Франции и четвёртым в Италии.

Но если это сотрудничество продолжения не получило, то итоги первого сезона работы с Уильямсом оказались столь позитивными, что решено было купить шасси Brabham и сделать следующий шаг. На Гран При Испании 1969 года команда Frank Williams Racing Cars дебютировала в Формуле 1, спустя две недели на Гран При Монако Каридж финишировал вторым.

Пирс Каридж на пути ко второму месту в Гран При США 1969 года

В конце сезона гонщик повторил этот результат в Уоткинс-Глене. Несмотря на устаревшее шасси и не самый мощный мотор, он регулярно навязывал борьбу лидерам. В Монце Пирс долгое время держался в группе лидеров, периодически выходя на первое место – и лишь из-за перебоев в работе топливной системы в итоге финишировал пятым. Параллельно он продолжал выступления в Ф2, где завоевал победу и несколько подиумов, а по приглашению Matra стартовал в Ле-Мане, где финишировал четвёртым. От былого "человека-аварии" почти не осталось даже воспоминаний.

К сезону 1970 года Уильямс построил на деньги аргентинского промышленника Де Томасо первое собственное шасси. Оно вышло сыроватым, но Пирс, отвлекаясь порой на гонки спорткаров, которые приносили ему один хороший результат за другим, вместе с командой упорно дорабатывал машину.

На Гран При Голландии Каридж, стартовав девятым, после двух десятков кругов занимал седьмое место. В одном из скоростных виражей машина по какой-то причине – скорее всего, не выдержала подвеска или рулевое управление – продолжила движение прямо. Зона безопасности в том месте была образована песчаными дюнами. Подпрыгнув на первой из них, De Tomaso перевернулась. Двигатель сорвало с креплений, пролившийся бензин загорелся, тут же вспыхнуло шасси, построенное с использованием магниевых сплавов. Но еще до этого пилота ударило в шлем отломившееся антикрыло...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё