Бельгия'76: Зольдер

Ники Лауда лидирует на старте Гран При Бельгии 1976 года
Гонка #269: 16 мая 1976 года. Гран При Бельгии. Зольдер
Поул Ники Лауда (Ferrari 312Т2) - 1.26,55 (177,28 км/ч)
Лучший круг Ники Лауда (Ferrari 312Т2) - 1.25,98 (178,45 км/ч)
Победитель Ники Лауда (Ferrari 312Т2) - 1:42.53,23 (173,98 км/ч)

Спустя почти десять лет после появления в Ф1 мотора Cosworth DFV инженерам Ferrari наконец-то удалось положить его на лопатки. Или, во всяком случае, ощутимо превзойти – 12-цилиндровый "оппозитник" конструкции Мауро Форгьери благодаря превосходству в мощности и более низкому центру тяжести позволил пилотам алых машин опережать конкурентов в большинстве Гран При 1976 года.

Бельгийский Зольдер, принимавший пятый этап сезона, принес Скудерии два лучших квалификационных результата: действующий чемпион мира Ники Лауда завоевал поул, Клей Регаццони, уже не посягавший на лидерство в команде, показал второе время.

Однако главный соперник был тут как тут. Вихрастый сквернослов Джеймс Хант стартовал третьим и смог на первых же метрах опередить Регаццони. Однако швейцарец отыгрался уже через несколько кругов – и пара Ferrari помчалась в отрыв. А вот McLaren Ханта работала в этот день далеко не как часы: с каждым кругом все сильнее проявлялись неполадки в коробке передач.

Британец терял в скорости, но не собирался пропускать соперников. Жака Лаффита из Ligier Джеймс при попытке обгона "прижал" так здорово, что того сразу же обогнал Патрик Депайе на шестиколёсном Tyrrell. Уже позже, пропустив-таки обоих французов, Хант несколько раз чуть не выбил с трассы Джоди Шектера. Но старания пилота McLaren оказались напрасны – коробка в итоге отказала окончательно, и красно-белая машина замерла на обочине.

Победный финиш Ники Лауды на Гран При Бельгии 1976 года

Между тем Лаффит (машина которого, к слову, также была оснащена не DFV, а 12-цилиндровым мотором Matra), переместившись на третье место, начал нагонять пару лидеров. В какой-то момент расстояние между парой Ferrari и Ligier составляло всего три секунды, но тут Жак ошибся, закрутился в повороте и разом отстал. Он смог удержать третью позицию, так как к тому моменту несколько сильных пилотов выбыли из борьбы из-за поломок – и в итоге поднялся вместе с Лаудой и Регаццони на подиум. Для молодой команды Ги Лижье то был первый в истории призовой кубок.

Интересно...
Двигатели Cosworth DFV стали доступны всем командам Формулы 1 с начала сезона 1968 года, и на протяжении многих десятков Гран При хотя бы один из пилотов, поднявшихся на подиум, выступал на машине с таким мотором. Бельгийская гонка 1976 года стала всего вторым исключением из этого правила – первое имело место в голландском Зандфорте в 1971-м...

Зольдер

Гоночная трасса в Зольдере

Трасса в Зольдере принимала Гран При Бельгии десять раз – с 1973 по 1984 годы. Фактически, это была главная национальная гоночная арена в тот промежуток, когда старое (длинное) кольцо в Спа уже признали слишком опасным и закрыли, а новое (короткое) ещё не построили.

Городок Хёсден-Зольдер, что во фламандской провинции Лимбург, отыщешь не на всякой карте. Однако, в романтические 50-е местный автоклуб смог обрести определенную известность в рамках если не всей Европы, то, как минимум, Бельгии и её окрестностей. Он регулярно проводил гонки Гран При на главной городской площади.

Во второй половине десятилетия, когда были ужесточены нормы безопасности, соревнования пришлось отменить – однако энтузиасты не собирались признавать поражение и решили построить автодром в загородном сосновом бору, где многочисленные холмы позволяли создать весьма интересную конфигурацию асфальтового кольца.

Проект "Омлоп ван Терламен" стартовал в 1961 году, а в июне 1963-го министр транспорта Фред Бертран уже перерезал ленточку на торжественной церемонии открытия. Конфигурацию разрабатывали с активным участием Джона Хугенгольца – самого известного гоночного архитектора той поры. Правда, сложное для произношения оригинальное название очень быстро вышло из употребления, и трассу стали называть просто Зольдером.

Первыми в Зольдере обжились пилоты Формулы 2: Курт Аренс преследует Йозефа Зифферта в гонке 1969 года

Первоначальная конфигурация, быстрая и плавная, содержала меньше десятка поворотов на четыре с лишним километра дистанции. Бельгийцы начали с соревнований Формулы 2, которые быстро обрели популярность. В Лимбург приезжали гоночные звезды той поры, но по-настоящему значимой эта точка на гоночной карте мира стала в начале 70-х.

По настоянию профсоюза пилотов GPDA 14-километровое кольцо в Спа исключили из календаря: оно было действительно опасным, телеграфные столбы и дома стояли у самого асфальта. В 1971-м Бельгия осталась без Гран При, а тем временем представители Зольдера и валлонского Нивеля договорились принимать этап попеременно.

Очередь фламандцев наступала в 1973-м, и весь предшествующий год был посвящен реконструкции автодрома. Начали планомерно менять ограждение из сетки на металлические отбойники, в паре мест соорудили "эски" – это позволило погасить скорость машин, которые в противном случае могли отрываться от дороги на перегибах трассы.

Ронни Петерсон лидирует на старте первого в истории Гран При Ф1 в Зольдере. 1973 год

Закончить работы к сроку не успели: асфальт перекладывали в последний момент, и по ходу пятничных тренировок он стал трескаться! Проблему пришлось в экстренном порядке решать в ночь на субботу – к счастью, спешный ремонт позволил избежать полного конфуза и остаток уик-энда прошел нормально.

Первым победителем Гран При стал Джеки Стюарт, но куда важнее, что уже с 1975-го Зольдер получил единоличное право проведения Гран При. Понятно, что со Спа не могла сравниться ни одна другая трасса (причем не только в Бельгии), но простенький Нивель вызвал слишком уж негативные отзывы.

Нельзя сказать, чтобы обитатели паддока были в восторге от лимбургского автодрома – тем более, что в 1975-м году их встретили новые "эски" – скорее, отношение было нейтральным. На протяжении пяти лет победы делили Ferrari и Lotus: сначала дважды подряд выиграл Ники Лауда, затем в первый и единственный раз в жизни на вершину подиума поднялся Гуннар Нильссон, после чего сильнейшими стали Марио Андретти и Джоди Шектер.

Последним в истории обладателем поула и победителем в Зольдере стал Микеле Альборето (№27) в 1984 году

Гонка 1980 года принесла первую в карьере победу Дидье Пирони из Ligier, а вот в 1981-м новости из Зольдера носили негативный характер. Уик-энд проходил на фоне перманентной забастовки пилотов, а в пятницу один из механиков Osella, поскользнувшись на командном мостике, упал прямо под колеса Williams Карлоса Рейтемана и погиб.

Его коллега из Arrows едва не расстался с жизнью в воскресенье, бросившись на помощь заглохшему на решетке Риккардо Патрезе. В эту же секунду был дан стартовый сигнал, все смогли объехать замершую машину итальянца – кроме другого пилота Arrows Зигфрида Штора. Бедолага-механик оказался в момент удара буквально между молотом и наковальней, и большое счастье, что отделался лишь несколькими переломами. Гонку пришлось начинать заново, и в итоге её выиграл Карлос Рейтеманн.

Но даже эти события померкли на фоне трагедии следующего, 1982 года, когда квалификационная авария оборвала жизнь Жиля Вильнева. Вообще говоря, сам автодром не играл тут практически никакой роли: канадец на огромной скорости налетел при обгоне на более медленную машину Йохена Масса, и его Ferrari взмыла в воздух. Такое могло произойти где угодно, но... имидж бельгийской трассы оказался сильно подпорчен. Победителем гонки стал Джон Уотсон из McLaren, но майский уик-энд для поклонников автоспорта навсегда оказался окрашен в траурные цвета.

Зольдер по-прежнему принимает гонки, а в этом году отметит полувековой юбилей

Беда не приходит одна: в это же время вступила в строй модернизированная трасса в Спа. Гран При 1983-го прошел там, затем пилоты вернулись в Зольдер – но лишь для того, чтобы сказать "прощай". Микеле Альборето стал девятым и последним победителем лимбургской гонки. После этого даже "асфальтовый скандал" 1985-го года не помешал Спа стать единственной ареной бельгийского этапа Формулы 1.

Что до "Омлоп ван Терламен", то еще одна реконструкция добавила кольцу новых "эсок", трасса по-прежнему принимает всевозможные национальные и европейские соревнования, сюда заезжали даже ChampCar, WSR и мировой Туринг, но бронзовая фигура Жиля Вильнева, памятник которому установлен в паддоке, не дает забыть о печальных событиях 1982 года. В повороте, названном именем гонщика, почти каждый уик-энд можно увидеть живые цветы. Так что Формула 1, можно не сомневаться, уже никогда не вернётся к подножию вековых фламандских сосен.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё