Монако'65: Лоренцо Бандини

Uh'v Хилл лидирует на старте Гран При Монако 1965 года
Гонка #133: 30 мая 1965 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул Грэм Хилл (BRM P261) - 1.32,5 (122,4 км/ч)
Лучший круг Грэм Хилл (BRM P261) - 1.31,7 (123,5 км/ч)
Победитель Грэм Хилл (BRM P261) - 2:37.39,6 (119,7 км/ч)

В Монако, где проходил второй этап сезона 1965 года, пилоты приехали спустя пять месяцев после открывавшего чемпионат Гран При ЮАР. Понятно, что борьба, фактически, началась заново – почти все команды успели за это время разработать новую технику, а пилоты из числа дебютантов, в том числе и подающий надежды Джеки Стюарт, смогли получить важный опыт во внезачетных состязаниях.

Поул в княжестве выиграл победитель двух последних гонок Грэм Хилл. Опытный британец сохранил лидерство на первых метрах, а на второе место, опередив на подъеме к казино Ferrari Лоренцо Бандини, вышел его напарник по BRM – Стюарт. Два пилота долго удерживались впереди, но затем столкнулись с неприятностями.

Сначала Грэм, нагнав на набережной еле ползущий из-за поломки Lotus Боба Андерсона, вынужден был резко изменить траекторию и свернуть в «карман» сбоку от трассы. Лондонец выскочил из кокпита, сам выкатил машину обратно на трассу, прыгнул за руль и помчался дальше, но только на пятой позиции. А затем Джеки, впервые в карьере возглавивший гонку Формулы 1, не справился с прессингом и ошибся в Ste Devote.

Новым лидером стал ветеран Джек Брэбэм, сумевший опередить двух пилотов Ferrari, но ещё до середины дистанции австралийца подвел мотор. Четвертым по счету лидером стал Лоренцо Бандини, следом по узким улочкам мчался ещё один пилот Ferrari, действующий чемпион мира Джон Сёртиз. Однако ничего не было решено – гонщиков Скудерии настигал Грэм Хилл.

Британец был явно быстрее, а небольшим машинкам «полуторалитровой» Формулы 1 было в Монако совсем не так тесно, как более мощной технике следующих десятилетий. Потому Хилл сначала сломил в красивой борьбе сопротивление Сёртиза, а затем на входе в Mirabeau проскочил и мимо отчаянно упиравшегося Бандини.

После этого в центре внимания оказался Пол Хоккинз. Гонщик-любитель, который пользовался большим вниманием представительниц прекрасного пола, но не мог похвастать выдающимися результатами в гонках, занимал по ходу дистанции девятую позицию, когда ошибся в «эске» на набережной – и сорвался в лазурные воды залива! Пилота Lotus быстро извлекли из воды – не зря каждый раз по ходу Гран При в этом месте дежурили водолазы.

Гонка же в итоге закончилась третьей подряд победой Хилла. Бандини финишировал вторым, а Стюарт на последнем круге опередил Сёртиза, у которого закончилось топливо, и впервые в карьере стал призером этапа Ф1.

Интересно...
В 1965 году Гран При Монако проходил в один уик-энд с гонкой "500 миль Индианаполиса". В середине 60-х многие пилоты Ф1 охотно выступали на "Старой кирпичнице" – потому ещё в начале весны пытались договориться о переносе сроков этапа в княжестве. Представители Автоклуба Монако наотрез отказались пойти навстречу, в итоге команда Lotus бойкотировала Гран При, а её пилот Джим Кларк одержал в столице штата Индиана убедительную победу.

Лоренцо Бандини

Лоренцо Бандини

Второе место в Монако стало для итальянца Бандини лучшим результатом в сезоне 1965 года. Трасса в княжестве вообще сыграла в жизни Лоренцо особую роль – именно с ней были связаны решающие события в жизни гонщика.

Он появился на свет в колониальной Ливии, где его семья прожила некоторое время, прежде чем вернуться во Флоренцию. Когда мальчишке исполнилось 15 лет, его отец был найден мертвым, Бандини пришлось покинуть родной дом и перебраться в Милан. Ему повезло – он смог найти место механика в автомастерской. Чтобы свести концы с концами и хоть что-то отправлять матери, приходилось трудиться от зари до зари. Именно тогда Лоренцо обрел качества, которые так пригодятся ему в будущем – целеустремленность, хорошее знание техники и готовность работать, не покладая рук.

За несколько лет Бандини смог хорошо себя зарекомендовать. В то небольшое время, что оставалось свободным, молодой человек участвовал в любительских авто- и мотогонках. Хозяин мастерской, видя усердие своего механика (и зная о том, что на Лоренцо не без интереса поглядывает его дочка), в 1958 году арендовал для начинающего пилота Lancia Appia, на которой тот одержал победу в своем классе на престижной дорожной гонке Mille Miglia.

На протяжении следующих лет Бандини – вновь при поддержке будущего тестя – набирался опыта в молодежных формульных классах. Его высшим достижением стало четвертое место в мировом финале Формулы Junior 1960 года. По итогам сезона национальная автофедерация должна была назвать имя счастливчика, который получал неоценимый приз – возможность выступать в Формуле 1 на Ferrari. Лоренцо не без оснований полагал, что готов к такой роли. Каким же было его разочарование, когда выбор чиновников пал на Джанкарло Багетти!

Однако достижения Бандини не остались незамеченными – его пригласил в свою частную команду Гильермо Деи. За рулем Cooper T53 молодой пилот завоевал подиумы на внезачетных соревнованиях Ф1 в По и Неаполе, а также провел несколько этапов чемпионата. Нацеленность на успех, стремление бороться и технические знания в итоге позволили добиться главного – на него обратил внимание Энцо Феррари.

Лоренцо всегда был страстным поклонником Скудерии, и возможность оказаться в любимой команде стала для него высочайшей наградой. Благодаря открытости и трудолюбию он был тепло принят инженерами и механиками – и уже в скором времени утвердился в иерархии Ferrari на второй строчке – позади одного лишь быстрого и титулованного Джона Сёртиза. Показателен эпизод на Гран При Франции 1963 года, когда Бандини, остановившись из-за обрыва тросика акселератора, смог исправить неполадку при помощи проволоки, найденной на обочине – и бросился в погоню за соперниками. Энцо ценил в людях такие качества.

Бандини на пути к третьему месту в Гран При Германии 1964 года

Впервые стартовав на алой машине в Гран При Монако, Лоренцо сходу финишировал третьим. Правда, поначалу в Формуле 1 он выступал нерегулярно – Коммендаторе определил Бандини в гонки на выносливость (молодой пилот оправдал доверие, победив в Ле-Мане). Но на помощь пришел старый знакомый Деи, выставлявший для Лоренцо частный BRM на этапы Гран При, а вскоре необходимость в этом окончательно отпала.

В сезоне 1964 года итальянец уже был одним из лидеров Формулы 1. Он трижды финишировал на третьей позиции, открыл счет победам в австрийском Цельтвеге – и стал четвертым по итогам сезона. В ту пору Скудерия переживала не самый простой период, но и в следующем году Лоренцо делал все, что в его силах – лучшим результатом стало второе место в Монако.

В 1966-м Маранелло со скандалом покинул Сёртиз. Бандини всегда был очень дружен с Джоном – и теперь волновался, справится ли он с непростой ролью лидера команды. Остаток чемпионата сложился для гонщика неудачно – он не раз занимал хорошую позицию по ходу дистанции, даже лидировал, но добиться хорошего результата не смог.

Потому-то Лоренцо связывал такие надежды со стартом нового сезона. После увольнения менеджера Драгони ситуация в Скудерии стала меняться к лучшему, а новая машина модели 312 сулила рост результатов. Ferrari не поехала зимой в Южную Африку, чтобы взять старт чемпионата со второго этапа в Монако. Бандини начал гонку вторым, вышел в лидеры, но большую часть дистанции занимал второе место, вплотную следуя за опытным Дэнни Халмом.

Авария Лоренцо Бандини на Гран При Монако 1967 года

Безумная погоня по городским улицам продолжалась два с лишним часа, когда на очередном круге, выезжая на набережную, итальянец зацепил колесом ограждение трассы. Машину отбросило в сторону, она врезалась в барьер, потом ещё раз, перевернулась и скрылась в огромном огненном шаре. Судьи сделали всё, что смогли, Бандини доставили в госпиталь с серьезными ожогами и несколькими переломами, но три дня спустя врачи вынуждены были признать свое поражение в борьбе за жизнь пилота…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё