Италия'63: Мариу Араужу де Кабрал

Грэм Хилл лидирует на первом круге Гран При Италии
Гонка #118 : 8 сентября 1963 года. Гран При Италии. Монца
Поул Джон Сёртиз (Ferrari 156) - 1.37,3 (212,4 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 25) - 1.38,9 (209,3 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 25) - 2:24.19,6 (205,6 км/ч)

Сейчас это кажется невероятным, но четыре с половиной десятилетия назад окончательная конфигурация трассы, которой предстояло принимать Гран При, определилась лишь в пятницу к обеду! Итальянцы предлагали длинный вариант Монцы с овалом – там у Ferrari наверняка было бы преимущество, остальные настаивали на классической конфигурации, упирая на безопасность.

Именно последний аргумент в итоге оказался решающим – и гонку решили провести на трассе длиной 5,8 километра. Впрочем, и она была достаточно быстрой, чтобы машины Формулы 1 с полуторалитровым мотором проезжали круг со средней скоростью выше 200 км/ч.

Со старта параллельными курсами ушли BRM Грэма Хилла и Lotus Джима Кларка, но не прошло и нескольких кругов, как обоих оставил позади Джон Сёртиз. Британец, зимой перешедший в Ferrari, подтвердил, что на домашней трассе итальянские машины выглядят быстрее британской техники.

Кларку удалось «зацепиться» за лидера, оба гонщика стали отрываться от Хилла, но прошло 17 кругов – и по трибунам прокатился вздох отчаяния – Сёртиза подвёл отказавший мотор. А Кларка, который лишился возможности разгоняться в слип-стриме, стал после этого вновь нагонять Хилл, нашедший себе напарника в лице пилота Brabham Дэна Герни.

Два британца и американец устроили на трассе классический для Монцы фестиваль обгонов, но довести его до логического завершения пилотам не удалось. Вскоре после середины дистанции Хилл сошел из-за отказа сцепления, а затем и Герни сбавил ход, когда забарахлил топливный насос. Ну а Джим Кларк еще раз доказал, что он и команда Lotus заслуживают звания сильнейших. Шотландец выиграл и стал чемпионом мира уже в Монце, за три этапа до финиша сезона, столь же рано Кубок конструкторов завоевал и Колин Чепмен.

Босс Lotus Колин Чепмен и пилот Джим Кларк - главные герои сезона '63

Что до Гран При Италии, то вторым финишировал Ричи Гинтер из BRM, сумевший лишь под финиш вернуться в один круг со сбросившим скорость лидером, а третьим в Монце добрался до финиша Брюс МакЛарен на Cooper.

Интересно...
Как и всегда, гонка в Монце пользовалась у пилотов особой популярностью – изначальный список участников включал целых 33 фамилии! Правда, пятеро гонщиков в итоге передумали участвовать в Гран При, а до стартового поля через сито квалификации в итоге прошли только 20 человек.

Мариу Араужу де Кабрал

"Ниша" Кабрал (фото начала 70-х)

В квалификации угодил в аварию дебютант сезона Крис Эймон. Поскольку до этого новозеландец успел проехать достаточно быстрый круг, его требовалось кем-то заменить в списке участников гонки. Первым из тех, кто не прошел квалификацию, значился португалец Мариу Велозу Араужу де Кабрал. Однако итальянские спортивные власти в очередной раз показали неординарность мышления, отдав «счастливый билет» своему земляку Джанкарло Багетти, который прошел свой круг на две секунды медленнее

Португалия никогда не считалась кузницей гоночных талантов. В мореплавании и футболе выходцы из этой приморской страны добились много большего – впрочем, были здесь и автогонщики. Один из них – "Ниша" Кабрал, которого по праву считали одним из быстрейших португальцев 60-х, стал первым представителем своей страны в Ф1. Правда, в гонках он выступал нерегулярно, но во всех справочниках уроженца Порту называют не любителем, а полу-профессионалом.

Гонщик впервые заявил о себе, когда в квалификации домашнего этапа Формулы 1 в 1959 году обошел Грэма Хилла и Иннеса Айрленда, а затем финишировал четвертым в Гран При По. После этого, правда, карьеру пришлось на полтора года прервать – молодого человека призвали в армию и отправили служить в десантном батальоне в далёкой Анголе.

По возвращении Мариу вернулся за руль и еще несколько раз стартовал в Формуле 1, но в силу разных причин до финиша так больше и не доехал. В гонке Формулы 2 на Гран При Руана де Кабрал попал в серьёзную аварию, после которой в большой автоспорт уже не вернулся, но еще долго выступал в разнообразных соревнованиях по всех Европе и за ее пределами. Как-то ему довелось гоняться даже в знакомой Анголе.

Ниша здравствует и поныне – ну а своего второго пилота в Формуле 1 Португалии пришлось ждать еще два с лишним десятилетия.

Мир моторов в 1963-м: Aston Martin DB5

Британская фирма Aston Martin, производитель дорогих и роскошных спортивных автомобилей, была основана еще в 1913-м году. В мире не так уж много автомобильных компаний, которые могут похвастаться тем, что их гоночные машины выходили на старт Гран При еще в первые годы после окончания Второй мировой войны – Aston Martin может.

Однако по-настоящему знаменитой марка стала гораздо позже, и все знают, почему: в 1964-м году на экраны мира вышел «Голдфингер» – третий фильм о приключениях Джеймса Бонда, где агент 007 впервые сел за руль Aston Martin DB5. Серийный выпуск этой модели начался годом раньше, в 1963-м.

Aston Martin DB5

Элегантное спортивное купе DB5 было модернизированной версией более ранней модели, DB4: на него ставились более мощные 4-литровые двигатели (вместо 3,7 л) и новые пятиступенчатые коробки передач. Рядные «шестерки» развивали до 282 л.с., и полуторатонная машина разгонялась до 230 км/час. В список стандартного оснащения входили раскладывающиеся сиденья, ковровая отделка, электроподъемники стекол дверей и огнетушитель – редкость по тем временам.

В романе Яна Флеминга, по которому был снят «Голдфингер», Бонд ездил на Aston Martin DB III, однако в 1963 году, когда шла подготовка с съемкам фильма, было решено, что суперагент будет разъезжать на новейшей модели классической британской фирмы.

Забавно, что у кинокомпании EON Production не нашлось лишних 4500 фунтов стерлингов, чтобы заплатить за DB5: продюсеры буквально выклянчили на фирме один такой автомобиль, который и был доставлен на киностудию Pinewood в январе 1964-го.

Великолепный мастер по спецэффектам Джон Стирс и его помощники приступили к работе, буквально напичкав машину разнообразными системами вооружения и хитрыми устройствами: были там и пулеметы в переднем бампере, и задний пуленепробиваемый шиток, и катапультируемое пассажирское сиденье. Впрочем, в фильме использовался и еще один серийный DB5, который снимался в трюковых сценах – его киностудия купила сама.

«Голдфингер» вышел в прокат в сентябре 1964-го и сразу стал мировым хитом. Разумеется, это не могло не сказаться на популярности DB5: модель выпускалась два года, и за это время было продано более тысячи таких машин, что для эксклюзивного купе было очень неплохим показателем.

Шон Коннери рядом с Aston Martin DB5

Кстати, судьба того самого автомобиля, на котором на съемках фильма ездил Шон Коннери, первый исполнитель роли Бонда, сложилась странно. Он поменял многих хозяев, и, разумеется, его цена с годами только росла. К середине 90-х этот DB5, к тому времени уже давно находившийся в США, был застрахован очередным владельцем на сумму, превышавшую $4 млн. Однако одной июньской ночью 1997-го года исторический Aston Martin был украден из ангара аэропорта Бока Ратон, что в штате Флорида. Найти его не удалось до сих пор…

Если учесть, что второй DB5, участвовавший только в съемках автомобильных трюков, в 2006-м году был продан на одном из американских аукционов за $2090000, то можно представить, сколько мог бы стоить оригинальный Aston Martin Бонда, оснащенный всяческим шпионским оборудованием. Можно предположить, что эта историческая машина попала в какую-то засекреченную частную коллекцию.

Напомним, кроме «Голдфингера» Джеймс Бонд ездил на DB5 в фильме «Шаровая молния», а затем, после долгого перерыва, вновь сел за руль именно этой модели в «Золотом Глазе» и «Завтра не умрет никогда». Был небольшой, но весьма эабавный эпизод с DB5 и в «Казино Рояль», но на этот раз автомобиль был в леворульной версии.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё