Франция'63:Лудовико Скарфиотти

Гонка #115 : 30 июня 1963 года. Гран При Франции (ACF). Реймс
Поул Джим Кларк (Lotus 25) - 2.20,2 (213,2 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 25) - 2,21,6 (211,1 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 25) - 2:10.54,3 (201,7 км/ч)

В сезоне 1963 года в Формуле 1 во всей своей красе распустился цветок Lotus. Модель 25 с кузовом-монококом и талантливый Джим Кларк за рулем – побить козыри команды Колина Чепмена соперникам было нечем. Летучий Шотландец семь раз выиграл в десяти Гран При и закономерно завоевал первую чемпионскую корону.

Гонка в Реймсе прошла по привычному сценарию – стартовав с поула, Джим сразу умчался от преследователей, предоставив им право спорить за звание «лучшего из остальных». Справедливости ради стоит отметить, что под финиш мотор на машине Кларка стал издавать странные звуки и явно потерял мощность: лопнула клапанная пружина, а следом и ещё одна, но созданный гонщиком задел был столь велик, что он всё равно опередил всех преследователей на минуту с лишним.

Единственный, кто мог бы поспорить с Кларком – действующий чемпион Грэм Хилл – ещё до старта оказался в невыигрышной ситуации. Под конец квалификации двигатель BRM британца вышел из строя, и полностью отремонтировать его за ночь не удалось. Точнее, сам мотор работал вполне нормально, а вот стартёр – нет. И когда все отправились на прогревочный круг, машина лондонца так и осталась на второй стартовой позиции.

Механики BRM «с толкача» отправили своего пилота в путь, что – в соответствии с правилами – каралось перестановкой по стартовой решетке на последнее место, но французские судьи истолковали регламент по-своему, позволив Грэму остаться на первом ряду. А едва пелотон, взревев моторами, унёсся на первый круг, кто-то обратил внимание служителей гоночной Фемиды на допущенный промах. Недолго думая, те присудили Хиллу минуту штрафа. И пока Кларк и компания мчались вперед, чемпиону мира пришлось стоять в боксах.

После этого британец смог пробиться на второе место, но из-за неполадок со сцеплением в итоге всё же финишировал третьим, пропустив вперед Cooper южноафриканца Тони Мэггса. Но и за это достижение он не получил ни очка. Уже после финиша те же самые судьи лишили Грэма Хилла возможности пополнить счёт за… постороннюю помощь на старте.

Интересно...
Судьи Гран При в Реймсе в тот день явно съели на завтрак что-то не то. Вдобавок ко всему они умудрились перепутать… стартовый флаг! Вместо французского национального триколора для отмашки, сигнализирующей о начале гонки, по чьему-то недосмотру было использовано ярко-алое полотнище...

Лудовико Скарфиотти

Лудовико Скарфиотти

Двоим пилотам в Реймсе пришлось выбыть из спора за победу ещё до старта. Но если британец Питер Арунделл, только начинающий карьеру, после не слишком удачной квалификации предпочел продолжить выступления в одном из «младших» классов, то туринец Лудовико Скарфиотти оказался вне игры не по своей воле. Итальянский гонщик Ferrari угодил на квалификации в аварию и оказался в больнице с переломами ног.

С самого детства Лудовико был буквально «обречен» на занятия автогонками – ведь его отец был одним из пяти основателей компании FIAT. В 22-летнем возрасте Скарфиотти-младший впервые вышел на старт официальных соревнований, а уже в следующем году стал на 1100-кубовом фиатике победителем гонки Милле-Милья (в своём классе, разумеется). Поначалу соревнования «формул» были молодому гонщику не слишком интересны – он предпочитал выступать в гонках по подъему на холм, где становился чемпионом страны, а затем и Европы, а также в заездах спортивных машин.

Прошло немного времени, и на успехи Скарфиотти обратили внимание гранды – Ferrari и Porsche. В 1963 году за команду Коммендаторе итальянец выиграл «12 часов Себринга», а затем и суточные гонки в Ле-Мане, а через неделю после успеха на кольце Сартэ дебютировал и в Формуле 1 – также за Ferrari.

Дебютную гонку в Голландии 29-летний новичок чемпионата мира закончил шестым, но на следующем этапе в Реймсе разбил машину в квалификации и получил серьезные травмы. Роман с Большими Призами, не заладившийся с самого начала, в дальнейшим продолжался крайне нерегулярно. За шесть лет Скарфиотти стартовал в Гран При всего десять раз.

Ferrari 312 Лудовико Скарфиотти на пути к победе в Монце'66

Но это обстоятельство не помешало гонщику вписать своё имя в историю золотыми буквами – он выиграл на Ferrari в Монце, что не удавалось итальянцам полтора десятилетия!

Гонка 1966 года началась для Лудовико неудачно – возглавив пелотон на первых метрах, он быстро откатился на седьмое место. Но дюжина кругов отчаянной «битвы в слип-стриме» позволила гонщику вернуться вперёд, а спустя полтора часа первым получить отмашку клетчатого флага.

Выступая на Ferrari, а затем Eagle и Cooper, Скарфиотти ещё не раз набирал очки – но на подиум больше не поднимался. Его успехи в других гоночных дисциплинах были куда более заметны: победы и подиумы в престижных марафонах регулярно пополняли коллекцию гонщика.

Не забывал он и про горные гонки. В 1968 году, выступая на Porsche 910 в немецких Альпах, Лудовико Скарфиотти не удержал машину на залитой дождем трассе. Она рухнула со склона на стоящие внизу деревья и застряла на их верхушках. К сожалению, пилот не удержался в кокпите, упал, и умер в карете «скорой помощи», которая торопилась доставить получившего тяжелейшие травмы итальянца в больницу…

Мир моторов в 1963-м: Jaguar E-Type

В марте 2008-го лондонская газета The Daily Telegraph проводила опрос читателей, чтобы составить хит-парад самых красивых автомобилей всех времен и народов. Победил Jaguar E-Type, собравший почти в четыре раза больше голосов, чем ближайший соперник.

Jaguar E-Type

За E-Type действительно сразу закрепилась репутация первой красавицы автомобильного мира. Что интересно, говорят, едва ли не раньше всех совершенство форм и изящество линий машины отметил великий Энцо Феррари, хотя фирма Jaguar, выпустив эту модель, стала его прямым конкурентом. Более того, E-Type стал первым серийным автомобилем, удостоенным чести стать экспонатом Нью-Йоркского Музея современного искусства.

Спортивное купе-кабриолет Jaguar модели E-Type появилось в 1961-м и продержалось на конвейере до 1974-го года: за это время было выпущено более 72 тысяч подобных автомобилей.

Изначально E-Type оснащался 6-цилиндровым рядным двигателем объемом 3,8 л и мощностью 265 л.с., который в 1964-м заменили на 4,2-литровый.

Машины этой модели отличались независимой подвеской всех колес и дисковыми тормозами, и сначала выпускались только с ручными 4-ступенчатыми коробками передач.

Самый первый экземпляр E-Type в 1961-м попал на тесты в британский автомобильный журнал The Motor: экспериментальным путем было установлено, что он развивал максимальную скорость до 240 км/час, а на разгон до сотни ему требовалось чуть больше семи секунд.

Буквально через месяц после презентации модели на Женевском автосалоне 1961-го года, Грэм Хилл впервые вышел на старт гонки спорткаров в Олтон-парке за рулем E-Type, – и выиграл.

Кадр из фильма "Маленький купальщик"

Конечно, столь заметный автомобиль полюбился кинематографистам и в 60-70-е «снимался» в десятках фильмов. Можно вспомнить, что лет сорок тому назад в советских кинотеатрах демонстрировалась безумно смешная французская комедия «Маленький купальщик» (Le petit baigneur, 1967 г.) с Луи де Фюнесом в главной роли. Герой де Фюнеса, преуспевающий предприниматель, ездил на Jaguar E-Type (купе с жестким верхом, по всей видимости, выпущенном во второй половине 60-х), и вечно попадал в какие-то безумные ситуации. Например, вот что получилось при попытке вытащить застрявший трактор посредством буксировки задним ходом. Трактор не сдвинулся с места, зато E-Type стал длиннее на целый метр! :)

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё