Виллем Тоет об особенностях работы аэродинамической трубы

Виллем Тоет

Прошло более сотни лет с тех пор, как Густав Эйфель создал одну из первых аэродинамических труб под башней, носящей его имя. Сегодня команды Формулы 1 тратят десятки миллионов долларов на строительство собственных аэродинамических труб. Руководитель отдела аэродинамики Sauber Виллем Тоет рассказал об особенностях своей работы.

Виллем Тоет: «Я обожаю аэродинамику. Многие называют её "черной магией", но я с ними не согласен. Это весьма многоуровневая наука, сложная и очень интересная.

Задача аэродинамики в Формуле 1 – создание прижимной силы. Машина весит чуть больше 500 кг, а мы создаем тонны аэродинамической прижимной силы, улучшающей сцепление колёс с трассой. Аэродинамическая эффективность машины большей частью зависит от деталей, которые почти не видны зрителям – от днища и диффузора, которые играют ключевую роль. Но есть ещё переднее и заднее антикрыло, некоторые другие элементы, имеющие важное значение.

Разница на круге между лидерами и аутсайдерами обычно составляет 2 или 2,5 секунды на круге и определяется как раз аэродинамической эффективностью. Именно поэтому команды тратят столь серьёзные средства на тесты в аэродинамической трубе.

Поговорим о главных элементах аэродинамической трубы. Ключевую роль играет вентилятор, нагнетающий воздух, потом нужно решить проблему с высокой температурой воздушного потока, охладить его, стабилизировать и только потом направить в рабочую секцию, где находится модель машины. Мы работаем с моделями в 60%, это отличный компромисс, позволяющий снизить затраты при изготовлении новых деталей при высокой точности измерений.

На тестах в аэродинамической трубе мы стараемся воспроизвести разные условия, можем двигать модель вверх и вниз, наклонять, катить, можем изменить нагрузку на шины, скорректировать работу выхлопной системы и за несколько минут получить необходимую информацию.

Впереди этап в Спа – это особенная трасса, которая нравится всем гонщикам. Там есть относительно длинные прямые, но довольно много скоростных поворотов, где нужна хорошая прижимная сила. Настоящая трасса старой школы. В некотором плане готовиться к гоночному уик-энду на таких автодромах гораздо интереснее.

Мы стараемся постоянно дорабатывать машину по ходу сезона и в Бельгии опробуем несколько новинок, повышающих её эффективность. Лично меня мотивирует жажда успеха. Я не боюсь проигрывать, но хочу побеждать и хочу, чтобы команда добилась успеха».

Текст: . Источник: пресс-служба Sauber
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё