Тони Харлоу: Мы неплохо справились с домашним заданием

Тони Харлоу, фото Mobil 1

В этом году исполняется 20 лет с момента начала технического сотрудничества Mobil 1 и Mercedes-Benz с командой McLaren, но так совпало, что этот сезон станет последним в истории тройственного союза: с 2015-го McLaren возобновляет сотрудничество с Honda, и на её машинах будут стоять новейшие японские силовые установки.

Тони Харлоу, инженер-консультант ExxonMobil, работает в этой компании уже 40 лет, и 19 из них было отдано сотрудничеству с McLaren. В эксклюзивном интервью F1News.Ru он рассказал, как специалисты Mobil 1 готовились к переходу на новый технический регламент, упомянув и о перспективах, связанных с возвращением Honda в Формулу 1.

Вопрос: Насколько сложные задачи пришлось решать специалистам Mobil 1, готовясь к сезону 2014 года, когда вступил в силу новый технический регламент?
Тони Харлоу: Сложности были серьёзными, но мы взялись за работу уже довольно давно, когда разработка новых двигателей только началась. Концепция нового регламента была сформулирована три года назад, а спустя год, по-моему, в основном уже были определены все детали. Мы тесно работаем с Mercedes на протяжении всех 20 лет сотрудничества этой компании с McLaren и примерно 18 месяцев назад, несмотря на то, что у заводской команды Mercedes AMG другой поставщик горюче-смазочных материалов, приступили к нашей программе – это касается и топлива, и моторного масла.

Итак, 18 месяцев назад мы активно взялись за дело, и примерно в конце прошлого года окончательно определились с нашими продуктами. Если говорить о топливе, то потребовались новые разработки, поскольку у новых двигателей совсем другой аппетит, не такой, как у их предшественников. В случае с моторным маслом и смазочными материалами разница не столь существенная, это связано с тем, что требования к ним не так сильно изменились. Если говорить о рецептуре масел, то мы ограничились небольшими модификациями, ничего экстраординарного.

Вопрос: И всё-таки, какие главные трудности предстояло преодолеть, разрабатывая новые горюче-смазочные материалы для сезона 2014 года?
Тони Харлоу: Прежде всего, сложности были связаны с тем, что конструктивно новые силовые установки радикально отличались от прежних двигателей. В основном это те же проблемы, с которыми имели дело производители моторов, ведь теперь необходимо контролировать намного больше параметров, связанных, в частности, с топливной эффективностью, с различными режимами, в которых может работать силовая установка в ходе тренировок, квалификации и гонки. Пришлось приложить немало усилий, разрабатывая топливные карты, поскольку топливо в этом сезоне – важнейший элемент. Поэтому в топливной сфере велись весьма масштабные исследовательские работы в сотрудничестве и с мотористами Mercedes, и со специалистами McLaren.

Вопрос: Значит, техническая революция, которая произошла в Формуле 1, доставила немалую головную боль не только производителям моторов, но и вам?
Тони Харлоу: Мы любим работать, объединив усилия. Вы же знаете, что современная гоночная машина – сложнейшая техническая система, состоящая из многих элементов, в числе которых силовая установка, шасси и т.д. – и горюче-смазочные материалы тоже играют свою роль, наряду с другими факторами. С годами у технических специалистов разного профиля выработалось взаимное доверие и уважение, и наша единая команда умеет решать проблемы. С переходом на новый технический регламент изменились и проблемы, но мы продолжаем наше сотрудничество, специалисты Mobil 1 отвечают за определённый круг вопросов, который входит в нашу компетенцию. Чтобы добиться конечного результата, необходимы скоординированные действия целого коллектива.

Напрашивается сравнение с футболом: вы посылаете команду на чемпионат мира в Бразилию. Задача тренера в том, чтобы все эти люди работали максимально эффективным образом и добились нужного результата. Примерно так работаем и мы, поскольку технические специалисты различного профиля тоже составляют единую команду, перед которой стоит цель – создать новую гоночную машину для сезона 2014 года.

Вопрос: Когда первые зимние тесты были позади, пришлось ли вам по их итогам вносить какие-то коррективы в горюче-смазочные материалы?
Тони Харлоу: Не думаю, что нам пришлось этим заниматься. Естественно, мы неплохо поработали в подготовительный период – люди непосвященные обычно над этим не задумываются. Двигатель, силовая установка в целом, коробка передач и многие компоненты трансмиссии проходили стендовые испытания в условиях, максимально приближённых к реальным. Так что, когда машина выезжает на трассу, большинство проблем связано в основном с компоновкой, а не с какими-то фундаментальными характеристиками силовой установки или трансмиссии. И неприятных сюрпризов было не так много.

Но в ходе процесса модернизации возникают новые возможности для усовершенствования ваших технологий, ведь вам всегда хочется, чтобы гоночная машина стала еще лучше и быстрее.

Вопрос: Но мы же всегда слышим, что стендовые испытания – это хорошо, однако ничто не может заменить работу на реальной трассе. Это каким-то образом относится к вашей сфере?
Тони Харлоу: В этом году мы действительно неплохо справились с домашним заданием, поэтому нам удалось избежать неприятных ситуаций, когда приходится быстро вносить какие-то незапланированные изменения в наши продукты. С точки зрения Mobil 1, пока всё идёт гладко. Но это во многом связано с хорошим пониманием сути стоящих перед нами задач и многолетним опытом сотрудничества, которое связывает нашу компанию, Mercedes и McLaren.

Вопрос: Если силовые установки в этом году так сильно отличаются от привычных атмосферных моторов V8, пришлось ли создавать какие-то новые смазочные материалы или технические жидкости? Или всё, что используется в новых двигателях, это, по сути, прежние разработки, только несколько модифицированные?
Тони Харлоу: Нельзя забыть то, чему вы научились. Хотя новый технический регламент произвёл революцию в Формуле 1, мы лишь доработали и развили наши технологии. Как я уже говорил, наиболее существенные перемены были связаны с топливом, но что касается моторного и трансмиссионного масла, а также жидкостей для систем гидравлики, то здесь было достаточно эволюционных изменений. Фактически, жидкость для систем гидравлики используется такая же, как и раньше, её рецептуру менять не пришлось.

Инженер Mobil 1 проводит регламентные работы с машиной McLaren

Вопрос: Насколько можно понять, не только тесты, но первые шесть гонок не принесли специалистам Mobil 1 никаких неожиданностей?
Тони Харлоу: К счастью, в нашей области никаких сложностей не было. Впрочем, можно сказать, что мы до сих пор находимся на довольно ранней стадии, ведь позади только шесть гонок, а нас ждут ещё 13 Гран При. Поэтому пока мы накапливаем информацию и составляем нашу базу данных. Я технический специалист, поэтому предпочитаю занимать осторожную позицию и не спешить с выводами, но по мере накопления информации будет расти и наша уверенность. Мы не прекращаем поиск дополнительных возможностей, чтобы отыграть ещё несколько десятых. Этого можно добиться на основе анализа собранной информации, на базе новых идей, за счёт каких-то разработок производителей двигателей или новых подходов, которые может предложить команда McLaren.

Вопрос: Как известно, ваши соперники, в частности, Renault, придают большое значение новым разработкам в топливной сфере, и громко заявляют о том, что именно здесь надо искать резервы, которые позволят повысить мощность. Но от специалистов Mercedes и Mobil 1 мы такого не слышим – вероятно, это объясняется тем, что у вас и так всё хорошо?
Тони Харлоу: Я бы сказал, что мы все трудимся с полным напряжением сил, но просто не поднимаем такого шума, как остальные. Возможно, таким образом, наши соперники отвлекают внимание от каких-то других вопросов? Впрочем, наверное, мне не стоило этого говорить. Разумеется, именно за счёт разработок в топливной сфере можно многого добиться, и речь идёт не только о повышении мощности, но и о скоростных показателях в целом. Мы прекрасно это понимаем и интенсивно работаем в этом направлении, в том числе и с нашим новым партнёром.

Вопрос: Вы имеете в виду Honda? Какие задачи приходится решать, готовясь к новой главе в истории McLaren, ведь со следующего года команда переходит на японские моторы? Как всё развивается, и когда началось ваше сотрудничество?
Тони Харлоу: Программа сотрудничества с Honda началась в 2013 году и развивается очень активно. Мы должны быть готовы к 2015 году, к внедрению нового шасси, и сейчас, в последний год партнерства с Mercedes, идёт переходный период к первому сезону, когда возобновится сотрудничество McLaren с компанией Honda.

Вопрос: Ходит много разговоров о том, что Honda будет несколько проще дебютировать в чемпионате, чем другим моторостроителям, поскольку японцы смогут в какой-то мере учесть опыт работы с новыми силовыми установками, накопленный в этом году…
Тони Харлоу: Я не могу проводить какие-то сравнения, но готов сказать одно: вместе с Honda мы делаем свою часть работы, с самого начала используя те знания, которые у нас есть, и надеемся, что сможем добиться быстрого прогресса. На этой стадии мне бы не хотелось добавлять что-то еще. Пока мы выполняем наше "домашнее задание", стараясь, чтобы процесс этой учебы шел максимально быстрыми темпами.

Вопрос: Как нам изначально объясняли, основная идея реформ, которые произошли в Формуле 1 в 2014 году, состояла в том, чтобы приблизить гонки к потребностям автомобильной промышленности, сделать её более экологически дружественной и так далее. Вы полагаете, что именно так должен развиваться современный автоспорт?
Тони Харлоу: Подобные политические заявления должны делать мои руководители, но как технический специалист я вижу значимость такого параметра, как способность машины проехать больше километров на одном литре топлива. Формула 1 позволяет заниматься быстрым развитием технологий и применять новейшие разработки в гоночных машинах – это и гибридные системы, и турбомотор небольшого рабочего объёма, и современные системы контроля, отслеживающие количество топлива, которое разрешается использовать. Мне, как инженеру, всё это очень интересно! И я действительно верю, что это поможет ускорить появление новых технологий в серийном автомобильном производстве, в том числе, в сфере горюче-смазочных материалов. Мы участвуем в этом процессе, и это здорово!

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё