Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Монако

Старт Гран При Монако 2013 года

Накануне шестого этапа сезона британский журналист и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможных тактических решениях команд во время Гран При Монако.

Монако – уникальная трасса, и здесь непросто победить, даже располагая самой быстрой машиной. Гонка этого года обещает быть богатой на события.

Здесь очень велика вероятность появления автомобиля безопасности, что может полностью поменять ход гонки: лидер утратит преимущество, а его соперник выйдет вперед. Машины нового поколения довольно нестабильны и норовят сорваться в занос, поэтому можно ожидать, что на трассе мы не раз увидим сейфти-кар, ведь гонщики могут задевать отбойники, как Валттери Боттас сделал в Австралии.

Red Bull Racing представляется редкий шанс побороться с Mercedes за победу, но для этого необходимо идеально провести квалификацию, чтобы хотя бы одна машина команды стартовала из первого ряда и не позволила «серебряным стрелам» контролировать ход гонки.

В Монако дебютируют шины SuperSoft, и многие, скорее всего, предпочтут их. Не исключено, что команды, чьи машины позволяют беречь резину, будут ориентироваться на ранний пит-стоп, чтобы за счёт этого попытаться отыграть несколько позиций, зная, что соперникам не среагировать быстро, поскольку те не дотянут до финиша, не поменяв шины ещё раз.

В прошлом году Mercedes не рискнули так поступить, поскольку на их машине резина изнашивалась весьма интенсивно. Тогда они выбрали другую тактику: ехали относительно медленно, сдерживали весь пелотон, зато экономно расходовали резину.

В этом году у Mercedes таких проблем нет, и если они смогут занять первый ряд по итогам квалификации, что вполне вероятно, учитывая их скоростное преимущество, то сразу уйдут в отрыв. В любом случае, ключ к успеху – успешное выступление в квалификации.

Трасса узкая, изобилующая поворотами, среди которых нет быстрых, но на ней есть два коротких прямых отрезка. Средняя скорость здесь самая низкая в сезоне: 157 км/ч.

Единственное место, где возможны обгоны – отрезок между выходом из туннеля и шиканой, однако гонщики должны действовать осторожно, поскольку в туннеле за пределами траектории трасса очень грязная, и если на шины налипнет пыль, то сцепление с асфальтом резко снизится.

Особенности трассы

Circuit de Monaco. 78 кругов по 3340 метров = 260,520 км. 19 поворотов, среди которых нет ни одного быстрого. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45% круга (самый низкий процент за весь сезон). Количество топлива, отведённое для прохождения дистанции, ограничивается 100 кг. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,34 секунды на круге.

Число зон торможения – 13, износ тормозов – средний. На торможения затрачивается 21% времени прохождения круга. Переключать передачи приходится 48 раз за круг.

Время, необходимое для проведения пит-стопа: 25 секунд.

Расстановка сил

Машины, которые успешно справляются с трассой в Монако, отличаются высокой прижимной силой, но ещё важнее хорошее механическое сцепление ведущих колёс с асфальтом при разгонах, чтобы гонщик мог максимально быстро ускоряться на выходе из поворотов.

Не исключено, что Red Bull Racing сможет сократить отставание от лидеров, поскольку нехватка мощности двигателя на этой трассе проявляется не столь заметно. Шасси RB10 отличается отменной управляемостью и легко преодолевает повороты. Гонщики этой команды выиграли три из четырёх последних Гран При Монако.

У Ferrari будут сложности, если только в Маранелло не разберутся с проблемами, связанными с тем, что их машина неважно разгоняется на выходе из поворотов. Скудерия не побеждала в Монако уже с 2001 года, т.е. 14 лет подряд.

Монако требует особой техники пилотирования, поскольку барьеры слишком близко, и здесь от мастерства гонщика действительно зависит многое. Но в этом году задача усложняется ещё и особенностями динамических характеристик новых гибридных силовых установок, из-за чего удерживать машины на трассе по-настоящему трудно.

Все чемпионы мира, выступающие в Формуле 1 в этом сезоне, уже выигрывали в Монако: Себастьян Феттель победил в 2011 году, а до него это удавалось Кими Райкконену, Дженсону Баттону, Льюису Хэмилтону и Фернадо Алонсо. В прошлом году победа досталась Нико Росбергу, стартовавшему с поула.

Прогноз погоды

Прогноз погоды выглядит благоприятно, температуры ожидаются примерно на уровне 20 градусов при невысокой вероятности дождя. Впрочем, в прибрежной зоне осадки вполне могут выпасть совершенно неожиданно.

Работа шин и другие факторы

Шинники Pirelli приготовили для Монако резину составов SuperSoft и Soft.

На трассе в Монако шины изнашиваются не слишком интенсивно, поверхность асфальта гладкая, а быстрых поворотов, где резина испытывала бы высокие нагрузки, тут нет.

На этой гонке мы впервые увидим в работе шины самого мягкого состава, поскольку в Pirelli пока подходили к выбору резины очень консервативно, хотя в прошлом году, к примеру, SuperSoft использовался в Австралии.

Впрочем, перед стартом чемпионата команды испытывали эти шины в Бахрейне, а также на двухдневных тестах в Барселоне на прошлой неделе. Судя по всему, SuperSoft – неплохая резина, поэтому вполне вероятно, что дистанцию Гран При Монако можно проехать с одним пит-стопом.

Хотя обычно в теории вариант с двумя пит-стопами представляется более быстрым, в реальности многие команды от него отказываются из опасения застрять в трафике или потерять время из-за автомобиля безопасности.

Число и вероятное время пит-стопов

В последние два года мы видели, что большинство гонщиков, финишировавших в первой десятке, выбирали одинаковую тактику одного пит-стопа. Обычно остановка в боксах происходила между 27-м и 30-м кругами. Тот, кто пытается отыграть позицию за счёт тактики, может свернуть на пит-лейн на круг или два раньше.

В Монако довольно длинный пит-лейн, и скорость на нём ограничена 60 км/ч, поэтому на пит-стопе теряется до 25-26 секунд. Это, а также риск потерять время в трафике позади медленных машин, заставляет команды ограничиваться единственной остановкой в боксах.

Впрочем, они готовы применить любую тактику, если сочтут, что она позволит быстрее преодолеть дистанцию и позволит как можно дольше ехать по свободной трассе.

Первый круг для команд второй половины пелотона всегда сопряжён с большими потерями времени: на этой узкой трассе с её медленными поворотами машины, стартовавшие из задних рядов, за один круг могут отстать от лидеров на 20 секунд. Но в прошлом году такого не было, поскольку гонщики Mercedes намеренно сдерживали пелотон на первом отрезке дистанции.

Вероятность появления автомобиля безопасности

Такая вероятность очень высока: шансы, что в ход гонки вмешается автомобиль безопасности, составляют 80%, но если это произойдёт в подходящий момент, вам может повезти, и вы добьётесь успеха. Но если момент окажется неудачным, планы на победу рухнут, как это было в случае с Дженсоном Баттоном в 2011 году: он попытался ехать максимально быстро, выбрав тактику трёх пит-стопов, что было рискованно, учитывая высокую вероятность появления сейфти-кара.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё