В Бразилии Ferrari не удалось вернуться на вторую строчку в Кубке конструкторов, которую она упустила еще в Индии. Однако Фернандо Алонсо отстоял титул вице-чемпиона, завоевав третью позицию в финальной гонке сезона. В интервью итальянскому телеканалу RAI Uno президент Ferrari Лука ди Монтедземоло подвёл итоги минувшего сезона.
О минувшем сезоне…
Этот сезон стоит забыть, ведь он принес нам разочарование. Тому есть три основные причины, и я четко их себе представляю. Прежде всего, во второй половине сезона мы не смогли дорабатывать машину: мне нужно объяснение, почему это произошло – если мы не понимаем причин этого, то это плохой знак.
Во-вторых, дело в шинах, но тут я не пытаюсь найти оправдания. Мы сделали машину под одни шины и показали, что можем быть весьма конкурентоспособными. Затем в Pirelli изменили шины: это сыграло против нас, а соперники получили преимущество. Кроме того, одна из команд иначе интерпретировала регламент, что оказалось, мягко говоря, странно и повлекло за собой штраф, но они, так сказать, без особого желания его выполнили. Первую причину мы обсудим внутри команды, а о второй поговорим в более подходящем месте.
Наконец, в борьбе за позиции в Кубке конструкторов нам не хватило очков Фелипе Массы. Теперь необходимо разобраться, что произошло в этом году, чтобы лучше подготовиться к следующему сезону.
О политическом весе Ferrari
Эту историю я слышу ещё с тех пор, как работал с Энцо Феррари в 70-е годы. Мы заключили договор с Берни Экклстоуном и FIA, а Ferrari – единственная команда, получившая право вето. Невозможно иметь больший политический вес! Мы знаем о нашей силе в Формуле 1, без нас чемпионат был бы совершенно другим. Впрочем, политический вес зависит от того, позволяет ли ваша машина бороться за победу, а нам этого не хватало. Всё остальное – это слухи.
О штрафе Фелипе Массы в Интерлагосе
Мне кажется, как и Льюис Хэмилтон, Фелипе был оштрафован несправедливо и неуместно. Если бы Фелипе сохранил четвертую позицию в гонке, мы завоевали бы вторую строчку Кубка конструкторов. Работающие стюардами на гонках люди часто принимают немного смешные и устаревшие решения. Надо быть осторожным – ради работы команд, вкладывающих деньги в спорт, и гонщиков, рискующих своей жизнью, важно сохранить доверие к чемпионату.
О Фернандо Алонсо
Фернандо имеет полное право гордиться второй позицией: он отлично провел сезон. Мы должны дать ему более быструю машину – тогда он максимально раскроет ее потенциал. Почему я поставил ему не десять, а восемь за сезон? Моя восьмерка стоит десяти, поскольку такая оценка должна его стимулировать. Я надеюсь, что в следующем году поставлю ему десятку, а команде хотя бы восьмерку.
В следующем году я хочу дать Фернандо более конкурентоспособную машину, чем у Red Bull Racing. Не забывайте – мы умеем строить такие машины. Достаточно вспомнить период между 2000-м и 2004 годами, а также наши победы в 2007-м и 2008 годах. Я хочу поблагодарить Фернандо за его работу и целеустремленность, которую он продемонстрировал в этом сезоне, а также за тот факт, что он был готов пропустить Фелипе Массу, если бы тот поднялся на подиум в Бразилии. Это свидетельствует об отличной атмосфере в команде.
Алонсо борется не с Эдрианом Ньюи, а с гонщиками: Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон и Нико Росберг добились заметного прогресса. Кроме того, есть Кими Райкконен, который постарается бороться за победы и будет мотивировать команду. Он должен принести нам больше очков, которых Ferrari не хватило в этом году.
О работе Алонсо и Райкконена в Ferrari
Любой, кому выпадет честь и ответственность выступать в Ferrari, должен думать, прежде всего, о команде. Ни один из наших гонщиков не может помешать напарнику. Вероятно, Алонсо – самый сильный гонщик, которого я когда-либо встречал, хотя сложно проводить параллели с прошлым. Мы снова подписали контракт с Кими Райкконеном, поскольку он опытный профессионал и многого добился за последние два года. Также он пользуется популярностью в команде и не только. Я очень рад видеть энтузиазм, с которым все восприняли новость о его возвращении. Не сомневаюсь, что Фернандо и Кими помогут друг другу.
О Себастьяне Феттеле
Лучше ли Себастьян Феттель Айртона Сенны? Берни Экклстоун может говорить всё, что ему хочется, но нет сомнений в том, что Феттель – великий гонщик. Он серьезный молодой человек, одержавший много побед и заслуживающий уважения. Мои поздравления Себастьяну и Red Bull Racing.
Феттель в Ferrari? Кто знает? Однако на данный момент у нас нет проблем с гонщиками.
О следующем сезоне
Наша цель – создать машину, позволяющую бороться за победы. Мы провели масштабную реорганизацию, к команде присоединились очень сильные инженеры, в частности Джеймс Эллисон. После вступления в силу нового регламента, возрастет важность некоторых областей, в частности, двигателя. У нас есть отличный повод для оптимизма и всё необходимое, чтобы бороться за победу.
Слишком часто мы были буквально в шаге от успеха, но теперь должны побеждать, и я лишь надеюсь, что не осталось никаких неясных вопросов, которые могут на что-то повлиять. А если говорить о необходимости избегать ошибок, то это в равной степени относится ко всем.
О Жане Тодте и Берни Экклстоуне
Жан Тодт останется на второй срок на посту президента FIA, и я ожидаю серьезные перемены в федерации, поскольку она слишком давно не менялась, а ей, как всем, нужны реформы. Тем не менее, для Ferrari всегда было важно, чтобы у спорта были авторитетные руководители.
Берни Экклстоун считает Кристиана Хорнера своим преемником? С возрастом он все больше любит шутить, и я рад, что у него по-прежнему есть желание этим заниматься.