Гран При США: Стратегический обзор

Старт Гран При США

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При США…

Гран При США 2013 года явно не станет классикой Формулы 1, но, тем не менее, он интересен с нескольких точек зрения. Выбор тактики был продиктован консервативным выбором шин, сделанным Pirelli. Перед началом гонки практически все выбрали Medium, предполагая проехать гонку с единственным пит-стопом, и только Жан-Эрик Вернь стартовал на более жёстких шинах.

Единственной настоящей сложностью был выбор момента для пит-стопа. В McLaren решили поменять резину пораньше в случае с обеими машинами, чтобы попытаться отыграть несколько позиций и проехать более продолжительный второй отрезок, тогда как остальные собирались провести пит-стоп перед самым началом второй половины дистанции.

Ожидания перед гонкой

В Pirelli вновь сделали выбор в пользу двух самых жёстких составов, и это был очень консервативный выбор. Почему они так поступили? Отчасти потому, что это Америка, и им не хотелось рисковать, учитывая сложную историю Формулы 1 в этой стране, и отчасти для того, чтобы вовремя напомнить всему гоночному сообществу о том, как проходят гонки, когда шины сверхустойчивы к износу и почти не подвержены деградации. Именно тогда гонки становятся скучными.

Происходившее в Остине напоминало гонки последнего года эры Bridgestone, когда можно было провести очень ранний пит-стоп и потом просто ехать до финиша на втором комплекте шин, что во многом сводило на нет тактический аспект гонок. И то, что мы увидели в воскресенье, заставит стратегов команд и людей, которые составляют правила спорта, задуматься накануне сезона 2014 года, когда Формула 1 получит совершенно новые шины.

Перед гонкой в Техасе некоторые команды, просчитав её вероятные сценарии, пришли к выводу, что наилучшим решением могли бы стать два пит-стопа, но после пятничных тренировок стало ясно, что уровень деградации очень низкий, как и в прошлом году. С другой стороны, было сложно предсказать, как будет меняться температура, ведь утром она не превышала пяти градусов, а днем поднималась до 27-ми! Это означало, что разброс температур асфальта тоже был на уровне 20 градусов, что весьма необычно в дни Гран При.

В самом начале гонки на трассу выехал автомобиль безопасности, чтобы убрать обломки после аварии Адриана Сутила, что позволило удлинить первый отрезок и сделать ещё более очевидным вариант с единственным пит-стопом.

Грожан опередил одного из гонщиков Red Bull

Роман Грожан опережает Марка Уэббера на Гран При США

Пилот Lotus Роман Грожан провел выдающуюся гонку, финишировал вторым и опередил Марка Уэббера. Стартовал он позади австралийца и сделал это здорово, сразу обогнав гонщика Red Bull.

Результат Грожана был предопределён удачным стартом с чистой стороны трассы: он обошел Марка перед первым поворотом. Машина Lotus была быстрее, чем RB9 Уэббера (но не Феттеля) на шинах Medium на первом отрезке гонки, и Грожан мог стабильно проходить круги примерно за 1 мин. 44 секунды, а ближе к пит-стопу – за 1 мин. 43 секунды.

Был риск, что Уэббер переиграет его за счёт тактики, но француз смог сохранить важный отрыв в 5 секунд, не позволивший Марку опередить соперника после пит-стопа. В Lotus обрадовались, когда Уэббер свернул в боксы на 28 круге, и предприняли контрмеры, пригласив Грожана на пит-стоп кругом позже.

Были некоторые опасения, что прогреть жёсткие шины будет непросто, и что Red Bull на этой резине окажется быстрее. За счет того, что Уэббер провёл пит-стоп первым, он смог сократить отставание до одной секунды и оставшуюся часть гонки прессинговал Грожана. Машина Red Bull была быстрее на первом секторе круга, но Lotus E21 лучше справлялась с комбинацией поворотов, предшествовавшей задней прямой, игравшей ключевую роль, и Роман мог сдерживать натиск Уэббера. Австралиец в какой-то момент уже был в 0,7 позади Lotus, но у него не было ни одной реальной возможности для обгона.

Учитывая особенности машин Lotus, проявившиеся в двух последних сезонах, а именно - бережное отношение к шинам и отличная работа с более мягкими составами в условиях более высоких температур, остаётся удивляться, что на резине Hard в Остине E21 была столь быстра.

Рекордный пит-стоп Red Bull Racing

Команда Red Bull во время Гран При США провела рекордно быстрый пит-стоп, обслужив машину Марка Уэббера на 28 круге. Она находилась на пит-лейн 23,537 секунды, из них в неподвижном состоянии была лишь 1,923 секунды. Рекорд не был формально зарегистрирован, поскольку FIA не ведёт официальные замеры периода, когда машина неподвижно находится в боксах, и подсчитывается только общее время нахождения на пит-лейн.

Отличный результат для Williams

Валттери Боттас на Гран При США

Валттери Боттас и команда Williams продемонстрировали в Остине отличную форму, заработав четыре очка за 8-е место – это первые очки молодого финна в Формуле 1. Он добыл их вовремя: с плеч команды упал тяжёлый груз, и теперь она может спокойно готовиться к гонке в Бразилии. До Гран При США на её счету было единственное очко, и теоретически Williams могли опередить даже Marussia или Caterham, и тогда можно было остаться без призовых денег. Но теперь, с пятью очками, она, вероятно, чувствует себя гораздо спокойнее.

Результат Боттаса был предопределён удачной квалификацией: он пробился в финальную сессию только во второй раз, хотя совершил небольшую ошибку в заключительной попытке. Если бы Валттери смог превзойти результаты, показанные в первых двух сессиях, он бы стартовал не с 8-й позиции, а с пятой. Секрет скорости Williams в Остине в том, что новый технический директор Пэт Симондс потребовал, чтобы команда отказалась от проблемной выхлопной системы, в которой используется эффект Коанда, и которую весь год не удавалось отладить. Обычно машина со стандартной выхлопной системой хуже работает с резиной, и в начале года, когда в основном использовались более мягкие составы, команде это вряд ли бы помогло. Но в Остине такое решение оказалось оправданным, поэтому, вероятно, будет использовано и в следующий уик-энд в Бразилии, где останутся те же составы резины. Этому способствовали и более низкие температуры асфальта.

Так что толковое решение Симондса оказалось очень удачным в этих конкретных обстоятельствах и позволило добиться результата. Кстати, в этом году на утренних тренировках в пятницу и субботу, когда трасса ещё не прогрелась, машины Williams иногда были довольно быстры. Но в квалификации и гонке, когда температуры поднимались, скорости падали.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё