Круг по трассе Спа с Энтони Дэвидсоном

Энтони Дэвидсон на трассе в Спа за рулем Super Aguri, 2007 год

Бывший гонщик Формулы 1, а ныне эксперт британского телеканала Sky Sports Энтони Дэвидсон рассказал об особенностях бельгийской трассы Спа…

Энтони Дэвидсон: «Сначала идет короткий отрезок перед первым поворотом La Source. Довольно часто можно увидеть, что на старте в этом месте происходят контакты между машинами. Кроме того, необходимо следить, чтобы не выехать за белую линию, потому что можно получить штраф, если в результате такого маневра вы получите преимущество.

Во время обычного круга это один из поворотов, в котором вы стараетесь тормозить как можно позже. Сам поворот находится на небольшом уклоне, и вы пытаетесь сместиться к внутреннему поребрику. Кроме того, в том месте расположена стена, отделяющая трассу от выезда с пит-лейн. Обычно во время торможения задняя часть машины разгружается, и в середине поворота вы чувствуете заметную недостаточную поворачиваемость, поэтому довольно легко пропустить апекс.

Это очень важный поворот, поскольку за ним следует спуск к Eau Rouge. Прямая довольно длинная, на выходе из La Source важно как можно лучше разогнаться, поскольку поворот Eau Rouge и прямая Kemmel проходятся на полном газу. На самом деле участок от La Source до поворота Les Combes является самым длинным в сезоне, который вы проезжаете с полностью выжатой педалью акселератора. На преодоление этого участка уходит 23 секунды! Именно поэтому важно хорошо выйти из первой шпильки и использовать KERS для разгона перед длинной прямой.

Eau Rouge не совсем поворот в привычном смысле этого слова, но в нем необходимо соблюдать осторожность и не пытаться пройти на слишком высокой скорости, особенно на изношенных шинах. Если действовать агрессивно, то вы можете оказаться на неправильной траектории и просто потеряете скорость. В гоночной ситуации Eau Rouge проходится на скорости 290-305 км/ч, но если вы преследуете другую машину, то удержаться вплотную позади нее сложно, поскольку вы попадаете в зону аэродинамического разрежения, что усложняет обгоны на этом участке. На первом круге мы часто видим, что машины там едут колесо в колесо, но потом на этом участке подобное невозможно.

Во время подъема на холм создается ощущение, что машина замедляется, но это связано с перепадом высот. Затем следует торможение перед поворотом Les Combes – не сложное, поскольку все еще продолжается подъем, и вы можете тормозить сразу после указателя "100 метров" до поворота. С левой стороны есть поребрик – его можно использовать в качестве еще одного указателя – как только он начинается, значит можно тормозить.

Les Combes – сложный поворот, в котором можно легко ошибиться на торможении. Если это произойдет, то можно оказаться в зоне безопасности, но тогда придется переезжать через "лежачих полицейских". В нормальной ситуации необходимо атаковать правый поребрик, но вы должны быть уверены, что машину не развернет. В этом месте можно даже пожертвовать идеальным выходом, чтобы правильно войти в следующий левый поворот.

Это классический поворот, в котором можно обгонять: затормозите позже соперника перед входом в шикану и займите внутренний радиус. Часто можно видеть, что, препятствуя обгону, пилоты занимают правую сторону трассы, и тогда задача усложняется, поскольку обгонять по внешнему радиусу довольно сложно.

Затем следует 6 поворот (левый), в котором может возникнуть недостаточная поворачиваемость, поэтому из него запросто можно выйти слишком широко, испортив прохождение следующего участка трассы, Malmedy. В результате выход из поворота сложнее, чем кажется. В том месте важно держаться левой стороны трассы, чтобы правильно выйти из Malmedy. Затем следует спуск к повороту Rivage, в котором мы увидим много вылетов.

Это сложный поворот, раньше там была кочка, и если вы на нее попадали, то вылетали в гравий. Хорошо, что сейчас она убрана, а зона безопасности заасфальтирована. Таким образом, этот поворот стал довольно простым, и в нем необходимо найти оптимальную скорость. Поскольку спуск продолжается, возникает недостаточная поворачиваемость, так что на выходе можно вылететь за пределы трассы.

После того, как вы прошли правый поворот, необходимо готовиться к довольно сложному девятому. Удивительно, но у этого поворота никогда не было названия! Для успешного прохождения необходимо слегка заехать на поребрик внутри и использовать всю ширину трассы, чтобы как можно лучше разогнаться на спуске перед Pouhon. Этот поворот очень сложно проходить во время дождя – если слишком широко заехать на поребрик, машину может развернуть. Мы видели это на примере Виталия Петрова, когда он выступал в Renault F1. Разумеется, если перед вами есть сухая траектория, то вы не должны заезжать на мокрые поребрики.

Затем мы приближаемся к повороту Pouhon, где в полной мере раскрываются сильные стороны машины – чем она лучше, тем на более высокой скорости вы можете его пройти. Здесь быстрый вход – скорость перед торможением в районе 300 км/ч. В повороте нужно сбросить одну передачу до шестой и слегка коснуться педали тормоза.

На машине, которая занимает последние места, в этом месте тормозить нужно сильнее и сбрасывать не одну а две передачи. Это еще один поворот, в котором не стоит задевать внешний поребрик в условиях мокрой трассы, но если это произошло, машину развернет, и вы неизбежно окажетесь в большой заасфальтированной зоне безопасности. Раньше там был гравий.

Это действительно отличный поворот, в котором реально ощущаешь перегрузки, особенно это сказывается на мышцах шеи, если вы уже проехали большое число кругов. На этом отрезке трассы жизненно важно всё сделать правильно, особенно в квалификации.

После того, как вы успешно проехали Pouhon, трасса продолжает снижаться к 12 повороту. Это действительно интересный поворот, в нем можно тормозить достаточно поздно. Если хотите, внутри поворота можно заехать на поребрик, но главное, надо пытаться как можно дольше оставаться на внутреннем радиусе - это способствует правильному прохождению следующего левого поворота Fagnes.

В этом месте необходимо немного заехать на поребрик внутри, а в середине поворота как можно раньше нажать на газ, но действовать нужно осторожно, поскольку заднюю часть машины может сорвать в занос. Вы должны почувствовать момент, когда можно ускоряться, поскольку не хотите потерять время.

Затем следует четырнадцатый поворот Stavelot – еще один замечательный участок трассы. Перед ним нужно затормозить, сбросить на третью передачу, слегка заехать на поребрик на входе, затем в полной мере использовать поребрик на выходе. Как и в начале круга в La Source, в этом месте важно как можно раньше начать ускоряться, поскольку затем предстоит довольно продолжительное время ехать на полном газу. Кроме того, там есть возможности для обгонов.

15 поворот, который называется Paul Frere, проходится на полном газу, но он довольно сложный. В этом месте нет больших зон безопасности, так что если вы потеряете контроль над машиной, то можете попасть в серьезную аварию. Мы практически не видим вылетов в этом месте, но с небольшой прижимной силой он довольно сложный.

Затем мы попадаем на прямую и поворот Blanchimont, который, по сути, является небольшим левым изломом. В дождь он не так уж прост: здесь необходимо сбрасывать газ, но на сухой трассе можно пилотировать на максимальной скорости, ведь затем вам представится возможность для обгона перед шиканой Bus Stop.

На протяжении многих лет эта шикана постоянно менялась, но мне нравится нынешняя версия. Вероятно, она не такая интересная, как раньше, но довольно сложная. Перед ней есть кочки, так что на торможении можно легко заблокировать сначала задние, а потом передние колеса и выехать за пределы трассы. Это сложный поворот, поскольку вы разгоняетесь до 300 км/ч и должны тормозить до 72 км/ч и переключаться на вторую передачу.

Если в квалификации вам удалось проехать хороший круг, то это самый ответственный момент, потому что здесь можно допустить ошибку, которая испортит вашу попытку. Однако если вам удается все сделать правильно, то можно отыграть время, но проехать эту шикану правильно очень сложно.

Там вы стараетесь не касаться поребриков, поскольку можно потерять скорость. В конечном счете, это единственный медленный и техничный поворот трассы, но я считаю, что он необходим...»

Текст: . Источник: Sky Sports
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё