Джеймс Аллен о возможной стратегии команд в Спа

Старт Гран При Бельгии 2012 года

Перед началом уик-энда в Спа британский эксперт Джеймс Аллен рассуждал о возможной стратегии в предстоящей гонке…

Летний перерыв позади, борьба в Формуле 1 продолжится в Спа! Этап на легендарной бельгийской трассе проводится с первого сезона – с 1950 года, его очень любят гонщики и инженеры. В Спа самый длинный круг в календаре – больше семи километров.

В прошлом году одним из ключевых вопросов при разработке стратегии был выбор настроек между минимальным уровнем прижимной силы на первом и третьем секторе и необходимостью прижать машину во втором, чтобы добиться оптимального сцепления с трассой. Важно было найти и оптимальные передаточные числа коробки, что удалось не всем – на машинах некоторых гонщиков двигатель упирался в ограничитель на прямой Kemmel и они теряли скорость.

В итоге стартовое поле выглядело весьма любопытно – гонщики Sauber на первом и втором ряду, Феттель стартовал десятым, а Хэмилтон – седьмым, расстроенный Льюис даже опубликовал в твиттере данные телеметрии, ведь его напарник Дженсон Баттон начинал гонку с поула.

Трасса в Спа – один из самых строгих экзаменов для моторов – около 70% дистанции круга проходится с полностью нажатой педалью газа, а на участке от La Source до точки торможения в Les Combes педаль газа нажата на протяжении 23.5 секунд подряд. Команды учитывают особенности трасс в Спа и Монце при распределении восьми разрешенных регламентом двигателей на сезон, не используя в Монце те же моторы, что проехали дистанцию гонки в Спа.

Квалификация здесь не играет ключевой роли – за последние двенадцать лет обладатель поула лишь четыре раза побеждал в Спа. На бельгийской трассе нет проблем с обгонами, а система DRS ещё больше облегчает задачу гонщикам.

Кроме длинных прямых, конфигурация трассы включает множество скоростных поворотов, нагружающих резину. В этом году компания Pirelli привезёт в Спа составы Hard и Medium, способные выдержать большую дистанцию. После взрывов шин в Сильверстоуне, где схожие нагрузки на резину, в Pirelli хотели бы видеть тихий и спокойный уик-энд в Спа.

Особенности трассы

Спа. 7004 метра. Дистанция гонки: 44 круга = 308.052 км. 19 поворотов. Средняя скорость – 238 км/ч. Трасса проложена по бывшим участкам общественных дорог. Аэродинамика настраивается на средний уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 322 км/ч с DRS и 312 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проедут 70% круга (высокое значение). Для всей дистанции требуется 144 кг топлива (высокое значение). Потребление топлива: 3.2 кг на круге (высокое значение). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.38 секунды на круге (высокое значение). Шесть зон торможения занимают 14% круга, износ тормозов – низкий. Потеря времени на пит-стопе – 18 секунд (среднее значение), общее время пит-стопа – 21 секунда.

Расстановка сил

Гран При Бельгии – одиннадцатый этап чемпионата мира 2013 года, он открывает вторую половину сезона после летнего перерыва, во время которого базы команд были закрыты на две недели – в этот период они не могли работать с машинами, но многие заранее подготовили новинки к Спа.

Перед летним перерывом в Mercedes подтвердили конкурентоспособность своей машины, предстоящая гонка станет хорошей проверкой того, смогли ли в команде окончательно решить свои проблемы с резиной. В Венгрии проблем не возникло, но в Спа очень велика боковая нагрузка на шины. Машины Mercedes будут очень быстры на первом и третьем секторе, а машины Red Bull Racing – на втором, где ключевым фактором станет прижимная сила.

Машины Lotus быстры везде и могут получить преимущество от пассивной двойной DRS на прямых, если добьются эффективной работы системы. Если же возникнут проблемы с переключением элемента DRS, то потери могут быть больше, чем выгода от использования. В прошлом году у Lotus в воскресенье возникли сложности с прогревом шин, и команда не смогла побороться за победу.

Кроме того, бельгийская трасса всегда подходила машинам Force India.

Кими Райкконен четыре раза побеждал в Спа, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон и Фелипе Масса одержали по одной победе. Фернандо Алонсо никогда не выигрывал Гран При Бельгии.

Прогноз погоды

Автодром в Спа известен непредсказуемой погодой. При столь длинном круге часто бывает так, что на одном участке идёт дождь, а остальные остаются сухими. Серьёзно меняется и температура воздуха – в один день он может прогреться до +25, а в следующий – лишь до +15.

Столь переменчивые условия могут повлиять на поведение машин. Прогноз на предстоящий уик-энд обещает необычно тёплую и солнечную погоду с температурой около +22С, но всё может измениться.

Шины и другие факторы

Компания Pirelli привезёт в Спа шины Medium (белая полоса) и Hard (оранжевая полоса) – это сочетание будет использоваться впервые после обновления шин.

В 2011-м шинники предложили командам в Спа Medium и Soft, в 2012-м – Medium и Hard, когда Дженсон Баттон выиграл гонку, проехав дистанцию с одним пит-стопом – продолжительность его второго отрезка на шинах Hard составила почти 170 километров. Феттель в прошлом году финишировал вторым – тоже с одним пит-стопом. Им помог ранний выезд автомобиля безопасности из-за аварии, устроенной Романом Грожаном, что позволило снизить нагрузку на резину в тот момент, когда в баках было большое количество топлива. Тогда многие решили переключиться на один пит-стоп, но не всем удалось реализовать эту стратегию. Если и на этот раз автомобиль безопасности рано появится на трассе, команды вновь будут рассматривать подобную стратегию.

Поскольку в Pirelli вернулись к конструкции шин 2012 года, пусть и с более мягкими составами 2013-го, во второй половине сезона мы увидим меньшее число пит-стопов, и гонка в Спа станет показательной – учитывая высокую нагрузку на шины.

Состав Medium легче прогреть – он станет главным в квалификации, а Hard прогревается медленнее, но выдерживает большую дистанцию. В прошлом году после короткого отрезка на Medium многим не удалось добраться до финиша на одном комплекте Hard без дополнительного пит-стопа, и на пятничных свободных заездах командам предстоит найти наиболее оптимальный сценарий.

Два года назад у Pirelli возникли проблемы с пузырением шин, особенно на машинах Red Bull Racing – команда использовала предельные значения угла установки колёс. В результате пришлось достаточно рано проводить пит-стопы, что повлияло на стратегию гонки.

В прошлом году проблем с пузырением удалось избежать, а в этом, после серии взрывов шин в Сильверстоуне, Pirelli вместе с FIA контролирует многие параметры работы команд с шинами.

Число и вероятное время проведения пит-стопов

Пит-стоп в Спа в среднем занимает 21 секунду. При длинной пит-лейн, на которой действует ограничение скорости, оставшимся на трассе гонщикам приходится преодолевать медленную шпильку, поэтому потеря времени не так велика.

Учитывая эти факторы, большинство пилотов, вероятно, проедет дистанцию с двумя пит-стопами – в районе 13 и 28 круга, но есть вариант и с единственной остановкой и пит-стопом в районе 20 круга. В случае выезда автомобиля безопасности команды могут переключиться с двух пит-стопов на один.

Вероятность выезда автомобиля безопасности

Вероятность выезда автомобиля безопасности в Спа по статистике очень высока – 80% или 1.4 выезда за гонку. Одна из причин – дождь, но и аварии на скоростных участках приводят к появлению на траектории большого числа обломков.

В прошлом году автомобиль безопасности выезжал однажды – после аварии, устроенной Романом Грожаном, за которую он был лишен возможности участвовать в Гран При Италии.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё