Британский журналист Джеймс Аллен анализирует влияние стратегии команд на результаты Гран При Великобритании...
Гран При Великобритании 2013 года запомнится пятью взрывами шин по ходу уик-энда, из них четыре произошли в гонке и серьёзно повлияли на стратегию и действия команд.
Льюис Хэмилтон лишился шансов на победу из-за взрыва колеса, Себастьян Феттель – из-за отказа коробки передач, но позиции гонщиков позади победившего Нико Росберга определились на последнем отрезке гонки и зависели от выбранной стратегии.
Предгоночные ожидания
Во время субботних свободных заездов на машине Серхио Переса взорвалась задняя левая шина, но никто не ждал повторения этих проблем в гонке. В пятницу команды потеряли первую тренировку из-за дождя, но во второй сессии смогли поработать на сухой трассе, оценив эффективность составов Hard и Medium на длинной дистанции.
Перед стартом расчёты показывали, что стратегия двух пит-стопов быстрее, чем стратегия трёх – разница составляла от трёх до пяти секунд, но в случае трёх пит-стопов пилоты могли атаковать на дистанции, а в случае двух нужно было следить за состоянием шин, не допуская чрезмерного износа.
Момент, когда всё изменилось
Взрыв шины у Льюиса Хэмилтона на восьмом круге стал сигналом тревоги. Через два круга аналогичный инцидент произошел на машине Фелипе Массы, и стало понятно, что ключевым фактором гонки будет попытка избежать риска отказа. Многие переключились на Hard, но пилоты Force India, Williams и Дженсон Баттон остались на Medium. За исключением Пола ди Ресты, эти гонщики проехали дистанцию с двумя пит-стопами.
Ситуация в боксах была непростой – командам рекомендовали увеличить давление в шинах. Перед стартом, при оптимальном значении в 19psi, многие снизили давление, чтобы увеличить сцепление и температуру резины. В тот момент шинники считали, что именно в этом и в атаке поребриков может быть причина отказов.
Инженеры фотографировали внутреннее плечо шин после снятия с машины и сравнивали их с другими, чтобы попытаться взять ситуацию под контроль. Шинный фактор и определил стратегию финальной части гонки, но был и ещё один – автомобиль безопасности.
Автомобиль безопасности
После финиша Чарли Уайтинг сказал, что он был близок к тому, чтобы остановить гонку, и некоторые команды были удивлены тем, что этого не произошло. Автомобиль безопасности дважды появлялся на трассе – в первый раз для того, чтобы убрать фрагменты шин, во второй – для эвакуации машины Себастьяна Феттеля.
Второй выезд автомобиля безопасности – из-за схода напарника – помог Марку Уэбберу вернуться в борьбу. До этого он уступал Нико Росбергу 14.5 секунд, а после рестарта смог бороться с ним за победу на последних кругах.
Когда гонщики едут за автомобилем безопасности, температура и давление в шинах снижается, что увеличивало риск дальнейших отказов, но в тот момент у Уайтинга не было другого выбора.
Второй выезд автомобиля безопасности помешал гонщикам, выбравшим стратегию двух пит-стопов – Райкконену, Сутилу и Риккардо. Они остались на трассе на изношенных шинах, а Уэббер, Росберг и Алонсо получили новые.
Райкконен был недоволен тем, что его не позвали на пит-стоп, команда извинилась перед ним за эту ошибку. В тот момент Кими ехал вторым и мог сменить резину с минимальной потерей времени, поскольку и другие лидеры отправились в боксы. В итоге финн финишировал пятым, установив новый рекорд призовых финишей подряд – 25 Гран При.
Везение и невезение Фернандо Алонсо
Алонсо повезло в том, что когда на его машине резко упало давление в шине, он уже заезжал в боксы – этот инцидент не разрушил его гонку. Но на третьем пит-стопе Фернандо потерял время. Он провёл его на 41 круге, как раз когда Феттель остановил машину. Перед этим он занимал четвёртую позицию и свернул в боксы, когда его соперники ехали в гоночном темпе, а после смены шин был вынужден сбросить скорость из-за выезда автомобиля безопасности.
Гонщики, ехавшие впереди Алонсо, потеряли гораздо меньше времени, поскольку в тот момент весь пелотон ехал за автомобилем безопасности, в итоге они оказались перед ним, вместе с теми, вроде Сутила и Риккардо, кто не заезжал в боксы.
Алонсо откатился на восьмую позицию, ему пришлось максимально использовать своё мастерство, чтобы в итоге подняться на подиум и отыграть у Феттеля 15 очков в личном зачёте».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com