Гран При Канады: Стратегический обзор

В Монреале погода внесла коррективы в стратегию. После дождевой квалификации у команд все комплекты сликов остались новыми, что могло снизить число пит-стопов, ведь шины имели максимально возможный ресурс. С другой стороны, из-за дождей состояние асфальта оставляло желать лучшего, поэтому никто точно не знал, сколько выдержат шины на первом отрезке.

В результате мы увидели интересную борьбу с использованием разных подходов. Себастьян Феттель доминировал в гонке, но результаты гонщиков позади него во многом зависели от выбранной стратегии.

Предгоночные ожидания

Стартовое поле

В воскресенье было жарче, чем в пятницу, некоторые команды даже задумались о стратегии одного пит-стопа, но были готовы при необходимости оперативно переключиться на две смены шин. Информация о работе резины, собранная в пятницу, не соответствовала условиям дня гонки, когда было на 10-15 градусов теплее. Из-за нехватки необходимых данных команды использовали разные варианты стратегии, что решило судьбу многих позиций позади Себастьяна Феттеля.

Команды разделились – одни планировали использовать SuperSoft на большей части дистанции – теоретически, более мягкие шины обеспечивали преимущество в полторы секунды на круге, другие выбрали Medium с большим ресурсом. О поведении шин Medium информации было меньше, но те, кто решился на более рискованный вариант, в итоге получили преимущество.

Очень важно было избежать трафика в начале каждого отрезка, чтобы максимально использовать возможности шин. Скоро выяснилось, что Medium более эффективен – после первого пит-стопа только в семи случаях по всему пелотону гонщики получали SuperSoft.

У Ferrari и Lotus один из гонщиков стартовал впереди, другой – позади, и многие считали, что Грожан и Масса начнут гонку на Medium, чтобы отыграться за счёт более продолжительного первого отрезка. Грожан так и поступил, а Масса стартовал на SuperSoft и серьёзно атаковал на первом отрезке, пока не упёрся в Адриана Сутила, но об этом позже.

Сражение в группе лидеров – позади Феттеля

Алонсо и Хэмилтон

Феттель фактически выиграл гонку уже на первом круге, создав отрыв, не позволяющий соперникам атаковать его в зоне DRS – в начале второго круга он опережал Хэмилтона более, чем на две секунды.

В конце гонки Алонсо на шинах Medium ехал быстрее, но из-за неудачного выступления в квалификации он стартовал только шестым и должен был опередить Хэмилтона, Боттаса, Росберга и Уэббера, прежде чем бросить вызов Феттелю. Он проигрывал лидеру 16 секунд перед первым пит-стопом и 24 секунды перед вторым.

Алонсо подобрался к Хэмилтону за семь кругов до финиша, но выступление Льюиса доказало, что в Mercedes добились успехов в работе с резиной на дистанции – Хэмилтон смог проезжать круги в более стабильном темпе, чем в прошлых гонках. Он выбрал стратегию двух пит-стопов с более длинным первым отрезком на SuperSoft – в Mercedes решили перестраховаться, не зная, как долго продержатся шины Medium. Льюис не боролся с Феттелем, он старался проехать дистанцию в хорошем темпе, сохранив позицию от атак Алонсо и Уэббера. Из-за того, что первый отрезок оказался достаточно длинным, он потерял некоторое время, но благодаря напарнику смог избежать более серьёзных проблем.

Такие проблемы возникли у Нико Росберга, которому пришлось провести три пит-стопа, но на втором отрезке Нико сдерживал Алонсо и Уэббера, пытавшихся догнать Хэмилтона и побороться с ним за второе место.

После первого пит-стопа Хэмилтона на 19-м круге он выигрывал пять секунд у Уэббера и Алонсо. Росберг получил на 14-м круге комплект SuperSoft, и на следующих девяти кругах отрыв Хэмилтона от соперников увеличился до 11 секунд, что позволило Льюису подняться на подиум – Алонсо смог догнать его только ближе к финишу гонки.

В Mercedes приняли любопытное решение, которое Росберг потом назвал ошибочным, поставив на машину Нико SuperSoft и на второй отрезок, хотя были факты, свидетельствующие о том, что Medium более эффективен. Очевидно, они не оборонялись, а выбрали агрессивный подход. Для обороны после пит-стопа Уэббера Нико должен был тоже получить Medium, но, увидев, что Марку поставили более жесткую резину, в Mercedes решили оставить Нико на SuperSoft, чтобы получить преимущество в скорости.

Добиться этого не удалось, на том отрезке Росберг потерял две позиции и был вынужден провести третий пит-стоп, чтобы финишировать. Если бы Нико получил шины Medium, всё могло сложиться иначе – он бы дольше сдерживал Уэббера и Алонсо, и Хэмилтон мог бы финишировать вторым.

Квалификация расколола пелотон

Гран При Канады

В дождевой квалификации удивили Валттери Боттас, Жан-Эрик Вернь и Нико Хюлкенберг, но в день гонки погода оказалась сухой и солнечной, и эта группа расколола пелотон, увеличив разрыв между лидерами и командами средней группы.

Боттас быстро откатился назад, Вернь отлично справился со своей работой и смог сохранить позицию, но группа лидеров сразу ушла в отрыв, на финише опередив соперников на круг.

Вопрос был в том, какой выбрать подход, чтобы избежать последствий этого раскола и реализовать собственную стратегию гонки? В итоге одна группа пилотов получила возможность провести гонку на свободной трассе, а другая боролась в трафике.

Гонка с одним пит-стопом Пола ди Ресты

Пол ди Реста был одним из тех, кому удалось избежать трафика и демонстрировать стабильный темп. На второй половине дистанции он мог сам выбирать оптимальный момент для пит-стопа, стартовав 17-м, он финишировал 7-м.

В квалификации он допустил ошибку и не смог вовремя проехать быстрый круг при переменчивой погоде, но в воскресенье отыгрался. Пол начал гонку на Medium и проехал 56 кругов на стартовом комплекте, причём результаты на круге во время этого марафона – рекордного по продолжительности в 2013-м – были вполне конкурентоспособными.

Ди Ресте помог его напарник, на втором отрезке Сутил сдерживал Массу, который серьёзно атаковал и отыгрывал позицию за позицией, пока не упёрся в машину Адриана. Пол ехал перед ними и смог поддерживать оптимальный темп, соответствующий темпу Верня, проехавшего гонку с двумя пит-стопами. Это ещё один пример – как и в случае с Mercedes, когда один напарник может повлиять на скорость соперников в пользу другого.

Роман Грожан тоже пытался реализовать подобную стратегию, но был не так быстр и не смог избежать трафика, что привело к износу резины и необходимости второго пит-стопа.

У McLaren было два плана, но ни один не сработал

Дженсон Баттон и Серхио Перес

В McLaren неудачно провели уик-энд, не сумев реализовать потенциал машины ни в квалификации, ни в гонке. По скорости они близки к Force India и чуть быстрее, чем Toro Rosso, поэтому должны были финишировать в районе 7-8 места – эти же позиции они заняли в таблице лучших кругов гонки, но закончили дистанцию на 11 и 12 месте.

Дженсон Баттон использовал стратегию с одним пит-стопом, явно рассчитывая на выезд автомобиля безопасности, вероятность появления которого в Монреале весьма высока. Но он стартовал на SuperSoft, а потом переключился на Medium и жаловался, что темп, рекомендованный командой на более жесткой резине, оказался слишком консервативным – он мог ехать быстрее.

Если вы решаетесь на стратегию одного пит-стопа, важно, чтобы те, кто проезжают дистанцию с двумя сменами шин, после своего второго пит-стопа оказались позади, иначе это не имеет смысла. Но, чтобы добиться этого, нужно атаковать, рискуя износить резину. Командам явно не хватало информации, которую они могли бы собрать в пятницу, но странно, что в первой гонке сезона без серьёзных проблем с износом в McLaren поступили столь консервативно.

Дженсон стартовал позади напарника, Перес проехал дистанцию с двумя пит-стопами и финишировал рядом с Баттоном, так что оба варианта оказались неудачными. Для McLaren это был уик-энд, о котором лучше поскорее забыть – их бывший гонщик Хэмилтон опередил обоих пилотов на круг.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё