Гран При Испании: Стратегический обзор

Старт Гран При Испании

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен комментирует влияние тактики и стратегии команд на результаты Гран При Испании…

Эту гонку можно считать переломным моментом в непрекращающейся дискуссии о том, можно ли считать высокую степень деградации шин Pirelli благом для Формулы 1, или нет, поскольку два из трех гонщиков, поднявшихся в Барселоне на подиум, проехали дистанцию с четырьмя пит-стопами.

В Pirelli подчеркивают, что они были «излишне агрессивны», определяясь с подходами к шинам 2013 года, и теперь, начиная с Монреаля, седьмого этапа чемпионата, резина станет несколько иной.

Тем не менее, на этом фоне борьба стратегий, которая легла в основу гонки, была захватывающей. Она показала, что команды, добившиеся успеха, лучше других справились с задачей температурного контроля шин и точнее соперников понимали, как реализовать избранную тактику.

В Ferrari еще до гонки решили, что пит-стопов будет четыре, тогда как в Lotus ориентировались на три, рассчитывая основную часть дистанции проехать на шинах Medium, что только подчеркивает, насколько их машина аккуратно работает с резиной.

Остальные претенденты на призовые места, особенно Red Bull и Mercedes, не смогли разобраться, как построить гонку в атакующем ключе – и проиграли.

Алонсо против Райкконена

Фернандо Алонсо и Кими Райкконен на подиуме в Барселоне

За 23 года еще никто не выигрывал Гран При Испании в Барселоне, стартуя с 5-й позиции, но Алонсо это удалось, что свидетельствует о том, насколько сильно шины Pirelli изменили характер гонок Формулы 1.

Алонсо, изучив информацию, собранную по ходу длинных серий кругов на тренировках в пятницу, знал, что его главным соперником в гонке будет Кими Райкконен за рулем Lotus, поскольку эта машина отличается исключительно высоким гоночным темпом и щадит резину.

Когда Кими смог показать 4-й результат в квалификации и должен был стартовать перед Фернандо, испанец понял, что именно Райкконен станет для него главной мишенью, даже несмотря на то, что Себастьян Феттель стартовал с 3-й позиции. На тренировках в пятницу длинные серии кругов в исполнении Red Bull показали, что гонщики этой команды столкнулись с проблемой деградации.

В Ferrari исходили из того, что Райкконен проедет дистанцию с тремя пит-стопами, а Феттель, вероятно, с четырьмя. И тогда они тоже сделали выбор в пользу четырех пит-стопов, а Алонсо предстояло очень агрессивно атаковать на втором и третьем отрезках. С Райкконеном они угадали, а с Феттелем – нет, и это, как мы увидим в дальнейшем, только сыграло им на руку.

В Lotus проанализировали собранные данные и пришли к выводу, что теоретически, вариант с четырьмя визитами в боксы позволил бы проехать дистанцию на три секунды быстрее, но при этом он был более рискованным, потому что возрастала вероятность застрять в трафике, а на пит-стопах что-то могло пойти не по сценарию.

Lotus также уступает Ferrari по средней скорости пит-стопа – их бригада механиков просто работает медленнее. Зато Lotus была единственной командой, гонщик которой проехал основную часть дистанции на прикатанных шинах Medium. Они позволяли преодолеть отрезок быстрее, чем новые Hard, причем, при равном уровне деградации.

Стартуя с грязной стороны трассы, Райкконен сразу пропустил вперед Алонсо, и это стало решающим моментом их дуэли, поскольку Фернандо смог остаться впереди после первой серии пит-стопов, когда пелотон уже растянулся.

Секрет Ferrari в том, что их машина позволяет активно атаковать на первых кругах отрезка без риска перегрева или повреждения шин: это весьма наглядно продемонстрировали второй и третий отрезок, которые Алонсо проехал на каталонской трассе. В острой борьбе с Райкконеном он заложил основу победы именно на втором отрезке, когда нарастил преимущество над финном с двух до семи секунд. Вернувшись на трассу после четвертого пит-стопа, он был уже в 8-ми секундах впереди Кими. Так что второй отрезок был решающим.

Райкконену немного не повезло: выехав из боксов после второго пит-стопа, он оказался позади Феттеля, который отставал от Алонсо. На 38-м круге, когда «экватор» гонки был уже позади, им оставалось сделать еще по одному пит-стопу: Фернандо в тот момент ехал на свежей резине, Кими же – на шинах, которые уже преодолели 12 кругов. Если бы финн смог дольше его сдерживать или хотя бы удержаться позади, когда Алонсо его обогнал, тогда у него бы еще оставался шанс побороться за победу, но ему не хватило скорости.

У Lotus вряд ли что-то получилось бы с тактикой четырех пит-стопов, поскольку тогда у них была бы такая же тактика, как у Ferrari на фоне некоторой нехватки скорости. Так что три пит-стопа было верным решением.

Проблемы Red Bull Racing

Себастьян Феттель на трассе Гран При Испании

С тактической точки зрения это была явно не лучшая гонка Red Bull. Феттель показал третий результат в квалификации, и на первом отрезке у него было позиционное преимущество над Алонсо, но он проиграл, финишировав четвертым. И все потому, что его команда из-за своей нерешительности угодила в классическую ловушку, характерную для эпохи Pirelli.

В Red Bull Racing попытались преодолеть дистанцию с тремя пит-стопами, однако у них это не получилось, так что команда вынуждена была в четвертый раз позвать Феттеля в боксы, и это дорого им обошлось. Себастьян уступил еще и Фелипе Массе, а его напарник, Марк Уэббер, финишировал сразу за ним, заняв пятое место, хотя стартовал с 7-й позиции.

В Ferrari смогли обойти Феттеля на первом пит-стопе, добившись позиционного преимущества, после чего по ходу второго отрезка гонщик Red Bull проехал на три круга больше и потерял кучу времени по отношению к Алонсо, Райкконену и Массе.

Но самым проблемным отрезком для Феттеля был третий, который он проехал на новых жестких шинах. Ему удалось дотянуть только до 39-го круга, после чего он был вынужден провести еще один пит-стоп, который не входил в планы команды. А время он терял, поскольку пытался проехать более длинные отрезки.

Могла ли Mercedes избежать поражения?

Нико Росберг на трассе Гран При Испании

Во второй гонке подряд Mercedes не удается реализовать поул-позицию: в Испании Нико Росберг финишировал 6-м, а его напарник Льюис Хэмилтон, тоже стартовавший из первого ряда, закончил дистанцию только 12-м. И это вполне симптоматично.

Начиная с тренировок, команда знала о сильной деградации резины, но, тем не менее, избрала для Росберга тактику трех пит-стопов, и в итоге ему пришлось беречь шины, как и Феттель, задаваясь вопросом, можно ли было добиться большего, если сразу сделать ставку на четыре остановки в боксах?

В его случае, вероятно, ответ будет отрицательным, и дело тут не в тактике. Эксперты полагают, что у шасси Mercedes особая геометрия подвески, что приводит к перегреву шин и, следовательно, сказывается на скорости на длинных сериях кругов. И это им все равно помешало бы, раздели они гонку на пять отрезков, а не на четыре. Зато гарантированно потеряли бы лишних 20 секунд на дополнительном пит-стопе. Так что планы стратегов команды упираются в особенности машины.

Исправить подобные вещи не так просто: в тормозной системе и в районе задних колес находится ряд устройств, которые позволяют сдерживать температуры в определенных пределах, но обуздать такие скачки температур, как на Mercedes, не получается. В случае с этой командой, проблема повторяется на всех трассах, где шины испытывают высокие нагрузки, в том числе, в Барселоне.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё