Гран При Бахрейна: Стратегический обзор

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен комментирует влияние стратегии команд на результаты Гран При Бахрейна…

В Бахрейне мы вновь увидели напряженную борьбу, на результаты которой серьёзно повлияла стратегия. Гонщики, финишировавшие в первой десятке, использовали разные сценарии работы с двумя составами резины на раскалённом асфальте.

Из-за проблем с DRS на машине стартовавшего третьим Алонсо победа досталась Феттелю относительно легко, но позади него шла упорная борьба за позиции. В большинстве команд выбирали между двумя и тремя пит-стопами, но за час до старта температура асфальта поднялась до 50 градусов, что заставило некоторых отказаться от идеи проехать дистанцию с двумя остановками.

Главным ограничивающим фактором в Бахрейне стал не физический износ резины, как на других трассах, а снижение её эффективности из-за перегрева. Основной вопрос был в том, сможет ли гонщик поддерживать стабильный темп на всей длине выбранного командой отрезка.

В большинстве команд выбрали состав Hard в качестве основного на дистанцию, но из-за неуверенности в том, что дистанцию удастся проехать с двумя пит-стопами, многие переключились на три остановки, и гонщикам пришлось активно атаковать соперников, чтобы реализовать эту стратегию, поэтому гонка получилась столь зрелищной.

Lotus – тот же результат, что и в прошлом году

В Lotus празднуют двойной подиум

В прошлом году гонщики Lotus финишировали на втором и третьем месте в Бахрейне, но считали, что могли выиграть гонку. В этом году они заняли те же позиции, но могли ли они бороться с Феттелем за победу?

Сложно сказать, смог бы Райкконен выиграть гонку, если бы начал гонку с двух первых рядов стартового поля, как рассчитывала его команда. В гонке машины Lotus вновь были очень быстры, но их главная проблема – нехватка скорости в квалификации, особенно в финальной сессии. Если бы Кими просто повторил в финале тот круг, что проехал во второй сессии, он стартовал бы пятым, а не восьмым. А если бы он смог в финале улучшить своё время на несколько десятых, что в Бахрейне удалось многим, и отыграть ещё одну позицию, то стартовал бы четвёртым, впереди Фелипе Массы, и мог побороться за победу.

Стартуя пятым, Кими мог использовать стратегию не двух, а трёх пит-стопов, которая была самой быстрой в Бахрейне, но при старте восьмым он был вынужден проехать дистанцию с двумя пит-стопами – команда знала, что он будет стабильно быстр на длинных отрезках, если вывести его на свободную трассу, избежав трафика.

При двух пит-стопах вы обгоняете соперников не на трассе, а когда они отправляются в боксы, поэтому долгое время можете ехать в оптимальном для себя темпе. Райкконену удалось реализовать этот план, он достаточно легко поднялся на вторую позицию. Никаких проблем с резиной в Бахрейне у Lotus не возникло.

Райкконену показалось, что на 35-м круге команда слишком рано позвала его в боксы, ведь он только что опередил ди Ресту, но в Lotus опасались, что гонщик Force India сменит резину раньше Райкконена, и тогда после пит-стопа Кими его придётся обгонять вновь. Возможно, Райкконен действительно мог подобраться ближе к Феттелю в конце дистанции, если бы провёл этот пит-стоп на круг или два позже, но на последнем отрезке Себастьян явно ехал медленнее, чем позволяла машина, и при необходимости мог прибавить.

Фактически, Феттель выиграл гонку на первых кругах, ведь его главные конкуренты оказались далеко позади – Кими стартовал только восьмым, а Алонсо откатился назад из-за проблем с DRS. Себастьян атаковал на трёх первых отрезках, а потом сбавил темп, лишь в конце дистанции продемонстрировав потенциал машины лучшим кругом гонки.

Ди Реста против Грожана

Роман Грожан и Пол ди Реста

Роман Грожан провёл интересную гонку. Стартовав 11-м, на шесть позиций позади ди Ресты, он смог опередить Пола на финальном отрезке, поднявшись на подиум. Могли ли что-то сделать в Force India, чтобы их гонщик финишировал в тройке?

Первый пит-стоп Грожану пришлось провести раньше, чем планировала команда – кусок торцевой пластины переднего антикрыла попал в воздухозаборник, двигатель и задние тормоза стали перегреваться. После этого у него не было другого выбора, кроме как переключиться на три пит-стопа. Ему пришлось обгонять соперников на трассе, что всегда связано с риском, но скорость машины и свежая резина позволили ему получить преимущество.

Ключевым фактором стала более эффективная работа резины на Lotus после десятого круга от начала отрезка. Когда начинается тепловая деградация шин, машина Force India серьёзно уступает Lotus в скорости, так что индийская команда не могла ничего сделать, чтобы помешать Грожану подняться на подиум.

Ди Реста использовал ту же стратегию, что и Райкконен – два пит-стопа с новыми комплектами Hard на втором и третьем отрезке. Мог ли он опередить Грожана, использовавшего более быструю стратегию трёх пит-стопов? Ответ – отрицательный.

Преимущество Грожана состояло в том, что он проехал всю дистанцию на свежих комплектах резины, как Райкконен в прошлом году после старта с 11 места. После квалификации у ди Ресты осталось только два новых комплекта Hard и не было ни одного нового комплекта Medium. Преимущество Lotus в скорости на дистанции не было определяющим фактором в их борьбе – всё решила свежая резина.

В прошлом году команда Lotus была очень конкурентоспособна в Бахрейне, и сейчас ситуация повторилась, но тот факт, что Force India смогла почти на равных бороться с ними в квалификации и гонке, даёт индийской команде серьёзный повод для оптимизма.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё