Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Бразилии

Старт Гран При Бразилии 2008-го года

Накануне финала сезона британский эксперт Джеймс Аллен анализирует особенности Интерлагоса и факторы, способные повлиять на развитие событий Гран При Бразилии…

Заканчивается один из самых захватывающих сезонов в истории Формулы 1, и нельзя исключать, что нас ждет еще один любопытный поворот сюжета.

В этот уик-энд в Бразилии решится судьба чемпионского титула, на который претендуют Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Похоже, что ситуация складывается в пользу Феттеля, которому надо финишировать хотя бы четвертым или занять более высокое место, и тогда он победит вне зависимости от результата Алонсо. Тон на Интерлагосе будет задавать Red Bull Racing: ее гонщики выигрывали Гран При на Интерлагосе три года подряд.

Но такое впечатление, что на ситуацию может повлиять погодный фактор: в субботу и воскресенье прогноз обещает дожди. В прошлом мы не раз видели, что погода может привнести в происходящее на Интерлагосе элемент лотереи. Если в оба дня будет сухо, то в теории действующий чемпион мира должен спокойно достичь своей цели, занять место в первом ряду по итогам квалификации и финишировать в первой тройке.

Если же сложится так, что дождь будет лить в два часа пополудни в субботу и воскресенье, тогда события могут развиваться по любому сценарию, и Алонсо, которому нечего терять, может выиграть титул. Особенно учитывая его умение добиваться цели.

Также вызывает вопросы техническая надежность машины Red Bull, ведь в Остине Марк Уэббер сошел с дистанции после очередного отказа генератора, что вызвало озабоченность руководства команды. В Бразилии Red Bull Racing должна получить модернизированные генераторы – такие, какие в США использовали другие команды, на чьих машинах стоят двигатели Renault. Но ощущение беспокойства не покинет команду до самого клетчатого флага.

Вот четыре варианта сценария, которые мы можем увидеть в воскресенье:

– Феттель становится чемпионом, если финиширует четвертым или займет более высокое место;
– В случае победы Алонсо, титул достанется ему, если Феттель финиширует не выше 5-го места;
– Алонсо станет чемпионом, заняв 2-е место, если Феттель финиширует не выше 8-го места;
– Если Алонсо займет 3-е место, а Феттель не поднимется выше 9-го, гонщик Ferrari тоже становится чемпионом.

Бразильский этап уникален тем, что из-за погодного фактора гонки на Интерлагосе часто проходят непредсказуемо, на трассе узкие зоны безопасности и весьма высока вероятность появления автомобиля безопасности. Мы не раз видели, что финальные Гран При сезона проходили на этой трассе безумно увлекательно, поэтому, когда гонка проходит по плану и без неожиданностей, команда-фаворит чувствует облегчение, особенно если на кону стоит чемпионский титул.

Бразильский автодром можно считать особенным по целому ряду причин: он расположен в котловине природного происхождения в одном из пригородов Сан-Паулу, здесь страстная и шумная публика, а с трибун открывается вид почти на всю трассу. Автодром расположен на высоте 800 метров над уровнем моря, а это значит, что атмосферное давление там на 10% ниже, и это пропорционально сказывается на мощности двигателей, на прижимной силе и лобовом сопротивлении.

Если судить по среднему времени прохождения круга, то это одна из самых коротких трасс: в квалификации гонщики справляются с ней меньше чем за 1 мин. 12 секунд, так что соревнования проходят в весьма интенсивном ритме. Первый сектор трассы быстрый и идет преимущественно под гору, а финальный сектор, наоборот – на подъем. Между ними расположен узкий изобилующий поворотами второй сектор.

Интерлагос – один из шести автодромов в календаре чемпионата, где движение организовано против часовой стрелки.

Выбор шин, которые Pirelli предложила для этой гонки, вновь вызывает удивление: если в прошлом году в Бразилии использовались составы Soft и Medium, то на этот раз – Medium и Hard. Итальянские шинники опять предпочли консервативный выбор – эта тенденция продолжается уже шесть гонок подряд. Однако результаты симуляций не дают однозначного ответа на вопрос, какой вариант прохождения дистанции будет самым быстрым – с одним пит-стопом или с двумя.

Характеристики трассы

Длина – 4,309 км. Дистанция гонки – 71 круг = 305,909 км. Всего 15 поворотов. Средняя скорость – 210 км/час.

Трасса требует настройки аэродинамики на среднюю/высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 323 км/час с открытой DRS, 311 км/час – с закрытой.

На полном газу гонщики проходят примерно 60% дистанции. Всего для ее прохождения требуется 144 кг топлива при среднем расходе 2,1 кг на одном круге.

Износ тормозов – незначительный. Число интенсивных торможений – 6, торможения занимают 16% времени прохождения круга. Общие потери времени на пит-стопе – 20 секунд.

Расстановка сил

Бразильский Гран При – финальный раунд чемпионата 2012-го года. В прошлом году в гонке доминировали пилоты Red Bull, но Ferrari и McLaren тоже были традиционно сильны на этой трассе. В заключительной фазе сезона успешнее всех выступает Себастьян Феттель, выигравший несколько гонок и в среднем, начиная с сингапурского этапа, в квалификациях опережавший Фернандо Алонсо на 0,5 секунды.

В прошлом году на Интерлагосе победил Марк Уэббер, Фелипе Масса выигрывал домашнюю гонку в 2006-м и 2008-м, а Михаэль Шумахер, для кого предстоящий Гран При станет последним в его карьере, становился победителем четырежды.

Гонщики McLaren не добивались здесь успеха с 2005-го года. Ни Льюис Хэмилтон, ни Дженсон Баттон не побеждали в Бразилии ни разу, хотя оба по итогам этого этапа становились чемпионами мира, заняв 5-е места в 2008-м и 2009-м гг. соответственно.

Прогноз погоды

Ливни в Сан-Паулу в это время года – обычное явление, и Гран При Бразилии часто сопровождались дождями. В предстоящий уик-энд прогноз обещает температуру в районе 25 градусов и достаточно высокую вероятность осадков в субботу и воскресенье.

Работа шин и другие факторы

Pirelli привезла в Бразилию составы Medium и Hard. Эту комбинацию мы уже несколько раз видели, в том числе в Остине, Спа, Монце и Сепанге, и этот выбор можно считать весьма консервативным.

В Pirelli объясняют его высокими нагрузками, которые шины испытывают в скоростных поворотах, однако все это приведет к весьма интересным тактическим схемам.

До начала тренировок представляется, что правильнее всего будет сэкономить в субботу один комплект более быстрых шин Medium, чтобы в случае с двумя пит-стопами использовать его во второй части гонки, прежде чем перейти на жесткие шины на более продолжительном финальном отрезке. Это позволяет пройти дистанцию быстрее, чем другой вариант схемы с двумя пит-стопами, при котором Hard используется на двух последних отрезках дистанции.

Схема с единственным пит-стопом в случае с этими составами позволяет добиться результатов, сравнимых с двумя остановками в боксах, но такой вариант позволяет пройти заключительные круги дистанции с более высокой скоростью.

Поверхность трассы не слишком абразивна, и основные нагрузки шины испытывают при прохождении серии левых поворотов, предшествующих финальной прямой. Кроме того, на двух длинных прямых отрезках шины успевают «отдохнуть», а если после одной трети дистанции на трассе появится автомобиль безопасности, это тоже может повлиять на процесс принятия тактических решений.

При этом приходится делать поправку на такой фактор, как ресурс задних шин, которым приходится выдерживать значительные нагрузки во время торможений и разгонов средней части круга, а также в последнем повороте, предшествующем идущей на подъем финишной прямой.

Число и вероятная продолжительность пит-стопов

В прошлом году победитель гонки использовал тактику трех пит-стопов. Пит-лейн на Интерлагосе очень короткий, и потери на нем составляют лишь 15,5 секунды плюс тот отрезок времени, когда машина стоит в боксах. Однако на этот раз расчеты показывают, что оптимальным будет вариант с двумя пит-стопами.

Для гонщиков, которые стартуют в первой десятке, схема с одним пит-стопом не представляется оптимальной, и вряд ли они ею воспользуются, если на трассе не появится автомобиль безопасности. Но те, кто стартует за пределами первой десятки, могут рискнуть, поскольку у них есть возможность на первом отрезке использовать новый, а не прикатанный комплект Medium. И появление сейфти-кара в этом случае может помочь весьма ощутимо.

Обгонять на Интерлагосе не составляет особых проблем, благодаря длинной прямой, которая ведет к «эске» Сенны. Разумеется, значительный эффект даст и система DRS.

Шансы выезда автомобиля безопасности

Шансы появления автомобиля безопасности высоки – на уровне 63%. В последних десяти гонках сейфти-кар выезжал на бразильскую трассу семь раз. Часто это было связано с событиями, происходившими на первом круге, поскольку круг на Интерлагосе короткий, а 24-м машинам приходится вести острую борьбу в узких поворотах.

Поэтому автомобиль безопасности может стать важным элементом тактического планирования. Команды могут разработать раздельную тактику для двух машин: для одной будет запланирован традиционный вариант с двумя остановками в боксах, для другой – единственный пит-стоп в расчете на появление сейфти-кара. Это связано с тем, что автомобиль безопасности соберет за собой пелотон, сократив потери времени, и если точно рассчитать момент для такого пит-стопа, это позволит практически свести их к минимуму.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё