Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Канаде

Гран При Канады

Накануне седьмого Гран При сезона британский аналитик Джеймс Аллен комментирует особенности канадской трассы и факторы, способные повлиять на результат в этот уик-энд...

Джеймс Аллен: Канадская гонка всегда становится одной из самых интересных в сезоне с точки зрения стратегии. Вероятность выезда автомобиля безопасности очень высока, сцепление с трассой невелико, а обгонять достаточно просто – в Монреале есть всё для фантастической гонки.

В этом году в числе ключевых факторов непредсказуемая резина Pirelli и эффект от DRS. В прошлом году в Монреале было две зоны использования DRS, на этот раз – только одна, на длинной задней прямой.

Конфигурация включает несколько прямых, связанных шпильками и шиканами, на трассе нет скоростных поворотов, которые стоило бы отметить отдельно. Здесь очень важна динамика разгона, высокая максимальная скорость и настройки подвески, позволяющие эффективно атаковать поребрик.

Трасса в Монреале используется для гонок только дважды в году, в начале уик-энда асфальт очень грязный, потом его состояние серьёзно улучшается, но сцепление остаётся низким. Специалистам по стратегии предстоит оценить износ шин в гонке, исходя из информации, собранной на свободных заездах, когда состояние асфальта оставляет желать лучшего.

Особенности трассы

Монреаль. Длина круга: 4.36 км. Кругов: 70. Дистанция гонки: 305 километров. 12 поворотов. Конфигурация состоит из прямых, шикан и шпилек. Аэродинамика настраивается на средний уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 326 км/ч с DRS и 316 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа проходится 67% дистанции круга (очень много), в том числе пятнадцать секунд подряд на главной прямой. Для прохождения дистанции гонки требуется 142 кг топлива (среднее/высокое значение). Потребление топлива на круге – 2.0 кг (среднее/высокое значение).

Семь зон торможения. Время на торможении: 17% дистанции круга (много). Износ тормозов: очень высокий. Потеря времени на пит-стопе: 11.2 секунд (очень мало). Время проведения пит-стопа: 15.2 секунды. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере около 0.28 секунды на круге (очень мало).

Расстановка сил

Гран При Канады – седьмой этап чемпионата мира 2012 года. Квалификация здесь менее важна, чем в Монако и на некоторых других трассах, поскольку обгонять достаточно легко. Более значимым фактором станет стратегия, причём команды скорее выберут большее число пит-стопов, чем меньшее.

Статистика этого сезона говорит о том, что гонщик, лидирующий после первого круга, как правило, выигрывает гонку – в 2012-м так закончились четыре гонки из пяти, прошедшие по сухой трассе. На пустой трассе шины работают более эффективно, чем в ситуации, когда пилот находится за машиной соперника, позволяя в итоге проехать гораздо большую дистанцию.

Особенности трассы должны подходить машинам Lotus и Mercedes. Если погода окажется прохладной, преимущество получит Mercedes, если жаркой – Lotus. Команда Ferrari всегда была сильна в Монреале, машины Скудерии эффективно работают с шинами Soft и SuperSoft, в этом году им может помешать недостаточно высокая максимальная скорость, но команда подготовила множество новинок к предстоящему Гран При и надеется решить эту проблему. Вероятно, в финале квалификации и на первом отрезке гонки пилоты первой десятки будут использовать состав SuperSoft.

Исторически машины Red Bull Racing были не слишком конкурентоспособны в Монреале – на этой трассе эффективность аэродинамики не имеет решающего значения. Машины McLaren могут быть очень быстры в квалификации, но в последних Гран При их темп снижался на дистанции гонки.

Михаэль Шумахер семь раз побеждал в Монреале, Льюис Хэмилтон – дважды, кроме них из действующих пилотов побеждали Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен.

Прогноз погоды

Погода в Монреале непредсказуема – гонка может пройти в горячих условиях, а может быть холодно. Перед началом уик-энда в один день столбик термометра поднялся до отметки в +28С, в другой ограничился +15С, и этот фактор может серьёзно повлиять на поведение шин.

Шины и другие факторы

Компания Pirelli выбрала составы Soft (жёлтая маркировка) и SuperSoft (красная маркировка) – те же, что использовались в Монако, где многие были удивлены большой дистанцией, которую позволили проехать оба состава, в результате большинство гонщиков лишь однажды побывали в боксах.

Ключевой фактор для эффективной работы шин SuperSoft – отсутствие пробуксовки задних колёс, которая происходит, когда гонщики разгоняются на выходе из медленных поворотов. С резиной Pirelli пилоты не так хорошо контролируют пробуксовку, а поскольку трекшн-контроль в современной Формуле 1 запрещён, за этим придётся внимательно следить.

Разница в скорости между составами оценивается в 0.8-1 секунду на быстром круге в квалификации. Многое зависит от температуры асфальта – если она окажется достаточно высокой, командам придётся чаще менять резину.

Число и вероятное время проведения пит-стопов

Главная задача команд в Монреале – проехать дистанцию в максимально высоком темпе от старта до финиша. Обгонять здесь довольно легко, поэтому трафик не станет столь серьёзной помехой, как на других трассах, но лидер получит преимущество за счёт более эффективной работы шин на свободной трассе.

Важно хорошо провести квалификацию, отлично стартовать и проехать дистанцию в высоком темпе. Для тех пилотов, которые не смогут завоевать высокого места на старте, команды могут выбрать рискованную стратегию.

Поскольку состояние асфальта серьёзно улучшается по ходу уик-энда, до старта у команд не будет полной информации для выбора максимально эффективной тактики использования двух составов сликов на дистанции гонки. В результате команды будут следить за действиями соперников, копируя наиболее удачные варианты. С этой точки зрения нас ждёт одна из самых интересных гонок сезона.

В Монреале небольшая длина пит-лейн, пит-стопы проходят быстро и специалисты по стратегии могут сделать выбор в пользу большего числа остановок.

Тактика трёх пит-стопов теоретически чуть быстрее, чем вариант с двумя сменами резины. В случае с одним пит-стопом, выбравшие его гонщики окажутся на финальном отрезке впереди тех, кто останавливался два или три раза, но на изношенной резине потеряют это преимущество. Однако, в случае выезда автомобиля безопасности ситуация может быстро измениться.

Вероятность выезда автомобиля безопасности

В Монреале вероятность выезда автомобиля безопасности очень велика – 67%, в среднем за гонку он покидал пит-лейн 0.8 раз, а в десяти последних Гран При Канады автомобиль безопасности семь раз собирал пелотон.

Всё дело в особенностях трассы – расположенных близко барьерах и нескольких слепых поворотах, кроме того, маршалам в Монреале порой очень непросто ликвидировать последствия аварии без ненужного риска.

Как стартовали гонщики

Отрезок до первого поворота в Монреале достаточно короткий, в последние годы мы видели множество инцидентов на старте. С другой стороны, в первом повороте возможны разные варианты траектории и часто происходят обгоны. К примеру, в последней сухой гонке на этой трассе, в 2010-м, только четыре первых машины закончили круг на той же позиции, с которой стартовали.

Если говорить о статистике стартов, то лучший показатель по отыгранным позициям у Фелипе Массы…

С начала сезона гонщики отыграли или проиграли на старте
+ 23 позиции Масса
+ 19 позиций Ковалайнен
+ 18 позиций Глок
+ 14 позиций Алонсо
+ 12 позиций Райкконен
+ 9 позиций Сенна
+ 8 позиций Мальдонадо, Перес
+ 7 позиций Пик
+ 6 позиций Кобаяши
+ 5 позиций Хэмилтон, Шумахер, Вернь
+ 4 позиции ди Реста, Картикеян
+ 2 позиции Феттель
+ 1 позиция Баттон, Росберг
0 позиций Петров
- 1 позиция Грожан
- 3 позиции де ла Роса
- 4 позиции Хюлкенберг
- 7 позиций Уэббер
- 10 позиций Риккардо

В Австралии Сенна, Риккардо и Хюлкенберг стали участниками инцидента на первом круге. В Малайзии Шумахер и Грожан столкнулись на первом круге, а Сенна и Перес отправились в боксы за дождевой резиной. В Барселоне после прокола на первом круге Перес оказался в хвосте пелотона. В Монако Грожан, Мальдонадо, Кобаяши и де ла Роса стали участниками инцидента на первом круге.

Чемпионат по работе в боксах

Верная тактика – это хорошо, но не менее важна оперативная работа механиков при смене колес, и мы видели, как многим командам удавалось обслужить машину меньше, чем за 2.5 секунды. Стабильнее всех в этом году работают механики Ferrari.

В таблице указаны лучшие результаты проведения пит-стопов в Монако – от въезда до выезда с пит-лейн. Любопытно, что в Монако механики Marussia отработали лучше, чем представители многих более опытных команд.

Команда Время проведения пит-стопа
1. Mercedes 24.874
2. Ferrari 24.993
3. Red Bull 25.079
4. McLaren 25.219
5. Toro Rosso 25.335
6. Marussia 25.567
7. Force India 25.642
8. Sauber 25.666
9. Caterham 26.066
10. Lotus 26.380
11. Williams 26.410
12. HRT 27.306

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё