Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Монако

Накануне шестого Гран При сезона британский аналитик Джеймс Аллен комментирует особенности трассы в Монако и факторы, способные повлиять на результат в этот уик-энд...

Джеймс Аллен: В этот уик-энд Формулу 1 ждёт этап в Монако – на легендарной трассе команды и гонщики особенно сильно нацелены на успех. В чем же секрет успешного выступления в княжестве? Мы видели, что в Барселоне ключевыми факторами стали эффективная стратегия, сэкономленные в субботу свежие комплекты шин и верное решение Williams о времени проведения второго пит-стопа для Пастора Мальдонадо. Какой же подход команды могут использовать в Монако?

По традиции в Монако крайне сложно обгонять – это худшее место с точки зрения борьбы за позицию. На узкой трассе, окруженной барьерами, крайне сложно подобраться к сопернику на дистанцию атаки. Единственное место – шикана после туннеля, в котором гонщикам нужно соблюдать осторожность – вне траектории в туннеле асфальт очень грязный – там много пыли и фрагментов резины.

Разработать эффективную стратегию в Монако непросто, учитывая высокую (71%) вероятность выезда автомобиля безопасности.

Особенности трассы

Монте-Карло. Длина круга: 3.34 км. Кругов: 78. Дистанция гонки: 260.52 км. 19 поворотов. Средняя скорость: 160 км/ч – самая низкая в календаре.

Аэродинамика настраивается на максимальную прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа проходится 45% дистанции круга (самый низкий показатель в календаре). Для прохождения дистанции гонки требуется 120 кг топлива (очень мало). Потребление топлива на круге – 1.55 кг (очень мало).

13 зон торможения. Время на торможении: 12% дистанции круга (много). Износ тормозов: средний. 48 переключений передач на круге. Потеря времени на пит-стопе: 20 секунд. Время проведения пит-стопа: 25 секунд. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере около 0.28 секунды на круге (очень мало).

Трасса в Монако уникальна и не отражает расстановки сил на других трассах в календаре.

Расстановка сил

Гран При Монако – шестой этап чемпионата мира 2012 года. Критически важную роль имеет квалификация, несмотря на влияние износа шин Pirelli. В этом году мы увидели пять разных победителей из пяти разных команд (впервые с 1983 года), но четыре раза из пяти победитель стартовал с первого ряда, а в трёх гонках победу одержал гонщик, лидировавший по итогам первого круга.

Машины, которым подходит трасса в Монако, обладают большой прижимной силой и хорошей динамикой разгона из медленных поворотов. В Барселоне машины Williams были очень конкурентоспособны на третьем секторе, что обычно служит хорошим индикатором эффективности в Монако. У Lotus высокая динамика разгона, а у Ferrari с этим проблемы. Лучшая машина в квалификации у McLaren – команда завоевала три поула в пяти гонках, хотя один из них был аннулирован по решению стюардов.

Монако требует специфичной техники пилотирования, на этой трассе мастерство гонщика имеет большое значение. Феттель выиграл эту гонку в прошлом году, но здесь побеждали Райкконен, Баттон, Хэмилтон, Алонсо, Шумахер и Уэббер.

Прогноз погоды

Прогноз на день гонки обещает температуру воздуха около +21 градуса с небольшой вероятностью дождя, но в субботу осадки возможны. Впрочем, в прибрежной зоне дождь может начаться в любой момент.

Шины и другие факторы

Компания Pirelli выбрала составы Soft и SuperSoft. Износ в Монако невелик, здесь гладкий асфальт и нет скоростных поворотов.

Впервые в этом году гонщики будут использовать состав SuperSoft, который почти не изменился по сравнению с 2011-м. Сам состав остался прежним, но немного изменился конструктив – в Pirelli скорректировали профиль, увеличив плечо шины, чтобы уменьшить эффект пузырения. В прошлом году этот состав выдержал около 15-16 кругов на первом отрезке, потом потребовалась замена.

Состав Soft использовался во всех гонках этого сезона. Разница между составами, как ожидается, составит около 0.6 секунды в квалификации и немного меньше в гонке.

В прошлом году Себастьян Феттель провёл гонку с одним пит-стопом, проехав 56 кругов на комплекте Soft. Возможно, некоторые команды будут использовать именно такой вариант.

Число и вероятное время проведения пит-стопов

В прошлом году гонщики первой тройки на финише использовали три разных варианта. Феттель побывал в боксах один раз, Алонсо – два, Баттон – три. Все они стартовали на более мягкой резине и финишировали на более жесткой, применив на дистанции три разных сценария использования шин.

Вероятно, в этом году разница во времени прохождения круга сократится, поэтому большинство выберет две остановки, а варианты с одним или тремя пит-стопами станут исключением. Пит-лейн в Монако длинный и медленный, проведение пит-стопа займёт около 25-26 секунд, что станет ещё одним аргументом для выбора меньшего числа остановок.

Разница в скорости между двумя составами сликов приведёт к тому, что в квалификации команды будут использовать SuperSoft на решающем круге. В гонке те, кто выбрал два пит-стопа, вероятнее всего, проедут после стартового два отрезка на Soft, а те, кто выбрал три – два на Soft и один на SuperSoft.

Гонщики первой десятки будут стартовать на SuperSoft, продолжительность стартового отрезка до критического износа шин и станет определяющим фактором при выборе итоговой стратегии.

Потеря времени на первых кругах в Монако всегда очень велика. На узкой трассе пилоты, стартующие в последней трети пелетона, порой проигрывают двадцать секунд лидеру, едущему по свободной трассе.

Вероятность выезда машины безопасности

Вероятность выезда машины безопасности в Монако велика – 71%, если она появится на трассе в нужный для команды момент, это может серьёзно улучшить ситуацию, или ухудшить, если момент окажется неудачным – как произошло в прошлом году с Баттоном, выбравшим непростую для реализации тактику трёх пит-стопов.

Как стартовали гонщики

Отрезок до первого поворота в Монако короткий, там всегда напряженная и несколько хаотичная борьба, а первый поворот Сан-Дево гонщики проходят друг за другом – две машины не помещаются. В прошлом году произошло шесть перестановок в первой десятке.

Если говорить о статистике стартов, то лучший показатель по отыгранным позициям у Фелипе Массы.

С начала сезона гонщики отыграли или проиграли на старте
+ 21 позиция Масса
+ 15 позиций Ковалайнен
+ 13 позиций Алонсо, Глок
+ 11 позиций Райкконен
+ 8 позиций Мальдонадо, Перес
+ 7 позиций Шумахер
+ 6 позиций Кобаяши, Сенна, Вернь
+ 5 позиций Хэмилтон
+ 3 позиции Баттон
+ 2 позиции Картикеян
+ 1 позиция Росберг, ди Реста, Петров
- 1 позиция Грожан, Феттель
- 3 позиции де ла Роса
- 5 позиций Хюлкенберг
- 7 позиций Уэббер
- 13 позиций Риккардо

В АВСТРАЛИИ СЕННА, РИККАРДО И ХЮЛКЕНБЕРГ СТАЛИ УЧАСТНИКАМИ ИНЦИДЕНТА НА ПЕРВОМ КРУГЕ. В МАЛАЙЗИИ ШУМАХЕР И ГРОЖАН СТОЛКНУЛИСЬ НА ПЕРВОМ КРУГЕ, А СЕННА И ПЕРЕС ОТПРАВИЛИСЬ В БОКСЫ ЗА ДОЖДЕВОЙ РЕЗИНОЙ. В БАРСЕЛОНЕ ПОСЛЕ ПРОКОЛА НА ПЕРВОМ КРУГЕ ПЕРЕС ОКАЗАЛСЯ В ХВОСТЕ ПЕЛОТОНА.

Чемпионат по работе в боксах

Верная тактика – это здорово, но не менее важна оперативная работа механиков при смене колес, и мы видели, как многим командам удавалось обслужить машину меньше, чем за 2.5 секунды. Стабильнее всех в этом году работают механики Ferrari. Результаты очень плотные, в Барселоне четыре лучших команды по этому показателю разделили всего четыре десятых.

В таблице указаны лучшие результаты проведения пит-стопов в Барселоне – от въезда до выезда с пит-лейн. В скобках указана прошлогодняя позиция. Любопытно, что в Force India проводят пит-стопы лучше, чем позиция команды в Кубке конструкторов, да и в Lotus добились серьёзного прогресса, поднявшись с восьмой строчки на третью. В Испании механики Marussia отработали лучше, чем в Caterham.

Команда Время проведения пит-стопа
1. Ferrari 19.456 (3)
2. Red Bull 19.624 (1)
3. Lotus 19.777 (8)
4. Force India 19.867 (4)
5. McLaren 19.888 (5)
6. Mercedes, Toro Rosso 20.059 (1), 20.059 (6)
8. Williams 20.218 (7)
9. Sauber 20.381 (9)
10. Marussia 20.669 (12)
11. Caterham 21.275 (10)
12. HRT 21.471 (11)

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё