Джеймс Аллен о тактике команд в Монце

Старт

Итальянская гонка оказалась одной из самых интересных, как с точки зрения плотности борьбы, так и для оценки действий команд – не только при выборе и реализации стратегии, но и при подготовке и настройке машин.

Максимальные скорости в Монце достигают 350 км/ч, поэтому одним из ключевых факторов стали настройки для оптимального использования DRS (система обеспечивала преимущество в 6-8 км/ч), позволяющие двигателю не упираться в ограничитель оборотов. В итоге выбор, сделанный Red Bull, McLaren и Mercedes GP имел большое влияние на результат гонки.

Борьба за лидерство

Подиум

После квалификации стало понятно, что Себастьян Феттель использует более «короткие» передачи, чем соперники. Это позволяло лучше разгоняться из Lesmo и Parabolica, пожертвовав максимальной скоростью, но в итоге Феттель мог использовать DRS в квалификации так, как ему хотелось. В точке замера скорости машина Себастьяна была самой медленной – лишь 327 км/ч, на 22 км/ч меньше, чем у самой быстрой машины, но в результате он завоевал поул с преимуществом в полсекунды, так что этот подход сработал.

Такие настройки могли сделать его уязвимым в случае потери лидерства, поскольку машине не хватило бы скорости для атаки соперников на прямых. Уступив лидерство в начале гонки, Феттелю пришлось рисковать, обгоняя Алонсо в Curva Grande, чтобы вернуть позицию. Потом он использовал сильные стороны выбранных настроек, чтобы создать отрыв.

В McLaren выбрали другие настройки, но явно не рассчитывали застрять позади Шумахера, машина которого имела преимущество на прямых – обогнать его оказалось непросто, а благодаря отличному старту немец попал в группу лидеров.

Шумахер квалифицировался восьмым, в первом повороте был третьим, а к концу первого круга уступил одну позицию Хэмилтону. Потом выехала машина безопасности, на рестарте Льюис недостаточно хорошо среагировал, и Михаэль вышел вперёд, сохранив позицию по ходу всего отрезка.

Шумахер свернул в боксы на 16-м круге, где получил свежий комплект мягких шин, сэкономленный в квалификации за счёт единственной серии кругов в финальной сессии. Хэмилтон проехал ещё два круга, стараясь создать отрыв, его пит-стоп длился на 0.7 секунды меньше, чем у Mercedes GP, но на свежей резине Михаэль был быстр и смог остаться впереди. При этом максимальная скорость его машины без DRS соответствовала максимальной скорости машины Хэмилтона с DRS, поэтому Льюис не мог обогнать.

После предупреждения из Центра контроля над гонкой о блокировке соперника, Михаэль уступил позицию – мотор на его машине упёрся в ограничитель, он потерял скорость, и Хэмилтон вышел вперёд.

В борьбе за второе место между Баттоном и Алонсо, у гонщика Ferrari был хороший темп на мягкой резине, но постоянные проблемы Ferrari с более жёсткими составами стоили ему потери позиции. На 33-м круге Баттон сменил резину, и его круг выезда из боксов был на 1.5 секунды быстрее, чем у Алонсо, который провёл пит-стоп кругом позже. На том же круге Баттон вышел вперёд, а следующий проехал за 1:28.0 против 1:29.3 у Алонсо. Это привело к потере Фернандо важных позиций уже в трёх гонках, в Ferrari признают существование проблем и делают всё, чтобы найти решение, поскольку значительная потеря темпа на более жёсткой резине ограничивает выбор стратегии.

В Mercedes поступили иначе

Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон

Одна из ключевых причин конкурентоспособности Михаэля Шумахера в Монце – больший, чем ожидалось, ресурс мягких шин. Пузырения не возникало из-за строгих ограничений Pirelli на угол установки колёс, который на этот раз контролировала FIA, а состояние трассы улучшилось. По ходу сезона в Mercedes GP испытывали серьёзные проблемы из-за быстрого износа мягких шин, но в Монце Шумахер смог проехать 21 круг на втором комплекте.

Понимая, что скорости недостаточно, чтобы бороться за что-то большее, чем 7 и 8 место, стратеги команды сосредоточились на гонке. В итоге Росберг провёл квалификацию на жёсткой резине, уступив Петрову и Шумахеру, которых он обычно опережал – команда надеялась избежать пузырения на старте, проехать длинный первый отрезок на жёстких шинах, а потом два коротких и быстрых на мягких. Причиной такого выбора был высокий износ мягких шин в пятницу и гораздо меньшая, чем в Спа, разница в скорости между составами на круге – от 0.7 у Red Bull Racing до 1.2 секунды у Mercedes GP.

Жаль, что мы не узнали, чего мог добиться Росберг – его гонка закончилась после аварии в первом повороте, но стоит заметить – из-за того, что мягкая резина в день гонки выдерживала достаточно большую дистанцию, вряд ли он бы финишировал выше пятого места, которое занял Михаэль Шумахер.

Стратегия помогает командам средней группы

Решение Росберга о старте на жёсткой резине имело последователей – Сенна не выехал на трассу в финальной сессии, получив возможность выбора состава. Он стартовал позади Нико и тоже выбрал Medium, понимая, что нет смысла использовать более быструю резину, если Росберг перед ним будет ехать медленнее. Бруно потерял пять позиций из-за инцидента на первом круге, сменил резину на втором круге после выезда машины безопасности и провёл гонку с тремя пит-стопами. Возможно, в его случае было лучше использовать выбранный перед стартом вариант с длинным первым отрезком и двумя остановками – тогда на среднем отрезке он смог бы держаться ближе к Альгерсуари.

Хайме был быстр на среднем отрезке, в итоге добившись лучшего результата в своей карьере, финишировав седьмым. Он хорошо стартовал, смог пробиться с 18-й позиции на 11-ю и использовал свежие шины на всей дистанции, поскольку в квалификации выезжал на трассу только в первой сессии. Машины Toro Rosso очень бережно расходуют резину, как и машины Sauber – они не слишком быстры в квалификации, но позволяют отыграться в гонке. В прошлые годы, с резиной Bridgestone, такая стратегия не позволила бы добиться успеха, но команда отлично использует возможности шин Pirelli.

Семь раз подряд, и в девяти гонках из 13-ти, пилот, выбывший из квалификации после первой сессии, смог заработать очки в гонке.

Позади Росберга и Сенны несколько гонщиков, стартовавших за пределами первой десятки и получивших возможность выбора состава резины для старта, тоже предпочли Medium. Так поступили оба гонщика Sauber и Адриан Сутил. К сожалению, все трое не смогли финишировать, и мы не знаем, каких результатов они могли бы добиться.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё