В чем особенность трассы в Спа?

Самый знаменитый поворот в Спа - Красная вода

Накануне 12-го этапа сезона пресс-служба команды Mercedes GP, как водится, подготовила для поклонников Ф1 очередную порцию любопытной статистики. На этот раз она – что логично – посвящена арене предстоящего Гран При Бельгии, гоночному кольцу Спа-Франкоршам...

72 года назад это выглядело довольно неуклюжей попыткой сделать трассу более быстрой. Когда в конце июня 1939-го команды приехали на очередной Гран При Бельгии, выяснилось, что устроители соревнований заменили поворот Virage de l'Ancienne Douane («шпилька» у здания таможни) новым участком. Он связывал две прямые: ту, что идет вниз от La Source, с той, которая уводит гонщиков на подъем и дальше в сторону Les Combes.

Связка, возникшая в итоге, выделялась в лучшую сторону даже на фоне таких знаменитых отрезков 14-километрового кольца, как Burnenville, Masta Kink или длинная скоростная секция между Stavelot и La Source. А уж когда старая трасса в Спа покинула календарь Ф1 в 1970 году, а в 1983-м ей на замену пришла новая, укороченная, тот самый участок асфальта, впервые уложенный в далеком 1939-м, стал ее визитной карточкой.

Он символизирует дух старых дорожных трасс, с которых начинался автоспорт. И хотя нынешние машины позволяют мчаться здесь, даже не приподнимая ноги с педали акселератора, пилоты по-прежнему не устают произносить слова восхищения в адрес поворота, имя которому – Красная вода.

Приняв старт, гонщики устремляются от шпильки Источник вниз, к Красной воде

Как выразить движение гоночной машины от Красной воды до Raidillon в цифрах?
На официальной карте трассы этот отрезок обозначен просто – там расположены второй, третий и четвёртый повороты. Первый из них – быстрый левый излом, он проходит по мосту над ручьем, который и называется Красной водой. Скорость в этом месте составляет 306 км/ч, боковая перегрузка достигает 2,4g.

Следом – третий поворот: правый, расположенный на подъёме. Скорость чуть падает – 303 км/ч, а вот перегрузка возрастает до 4g. Наконец, еще один излом: вновь налево, через небольшой гребень на скорости 296 км/ч и с перегрузкой 2g. При этом на машину действуют еще и вертикальные силы – в самой низшей точке гонщика впечатывают в сиденье дополнительные 1,7g, а в момент преодоления упомянутого выше гребня его, напротив, влечет вверх с силой в 1g.

Хотя педаль акселератора все это время остается в полностью нажатом положении, скорость падает примерно на 10 км/ч. Общая протяженность связки поворотов составляет 535 метров (7,6% от всего круга), а на её преодоление требуется 6,4 секунды (6,1% общего времени, исходя из лучшего квалификационного результата 2010 года). В целом же участок от «шпильки» Источник до Les Combes, включающий в себя Raidillon, занимает 23,5 секунды, и в это время у пилотов нет нужды как-либо манипулировать педалями.

На выходе из Красной воды вертикальная перегрузка, действующая вверх, достигает величины в 1g

Представляют ли вертикальные перегрузки какую-то особенную сложность?
Если центробежная сила действует вверх и по величине достигает 1g – такое может произойти на вершине холма – это означает, что контакт с дорогой поддерживается лишь благодаря аэродинамической прижимной силе, ибо действие гравитации в этот момент полностью нейтрализовано. Впрочем, на больших скоростях аэродинамика прижимает машину к асфальту с силой, в два с половиной раза превышающей её вес.

Сильные вертикальные перегрузки также сказываются на работе двигателя и коробки передач, если не учитывать этот фактор при конструировании упомянутых узлов. Нужно тщательно просчитывать точки отбора масла из бака-накопителя, чтобы не возникла ситуация, когда масляный насос будет качать воздух.

Какие еще быстрые повороты трассы в Спа стоит упомянуть?
Наиболее сложные из них – Blanchimont (на схеме – 17-й поворот), который преодолевается полным газом на скорости 300 км/ч, а также двойной левый Pouhon (10-й и 11-й), где используется пятая передача, скорость составляет 240 км/ч, а боковая перегрузка – 3,75g. Pouhon – самый длинный вираж в Спа, оставить его позади можно за 7,8 секунды.

Скоростной участок Blahchimont затерялся в арденнских лесах

Насколько отличаются друг от друга сектора бельгийской трассы?
Первый и третий имеют со вторым не так много общего. На стартовом секторе пилотам приходится тормозить всего раз, все остальное время акселератор полностью открыт. Из 2250 метров с полным газом проходятся 2050 (93%). Схожая картина и на финальном секторе – здесь также приходится тормозить всего раз (в 18-м и 19-м поворотах, «эске» Автобусная остановка), тогда как на 1780 из 2080 метров дистанции (84%) педаль акселератора до отказа утоплена в пол.

Второй же сектор, напротив, включает в себя девять поворотов, причем в шести из них гонщику приходится тормозить, а с полным газом проходится всего 60% общей дистанции. В прошлом году обладатель поула показал здесь среднюю скорость в 211 км/ч, тогда как на двух других секторах она составила 259 и 262 км/ч.

Насколько важной по ходу уик-энда в Спа будет система снижения лобового сопротивления [все выкладки сделаны еще до принятия FIA решения о запрете на использование системы в Красной воде]?
В тренировках и квалификациях DRS можно будет использовать на протяжении 4400 метров – это больше, чем общая длина круга в Венгрии. Поскольку бельгийская трасса очень длинная, 7004 метра, подвижное крыло будет задействовано по ходу 63% дистанции. Еще выше эта величина только на одной трассе, в Монце – там она составляет 74%

По всей видимости, DRS избавит инженеров от необходимости поиска компромиссов в настройках. Обычно на первом и третьем секторах требуется уменьшить лобовое сопротивление, тогда как на втором важно располагать высоким уровнем прижимной силы. Подвижное крыло позволит командам успешно справиться с этой задачей в квалификации, а в гонке возросшая прижимная сила позволит снизить износ резины.

Текст: . Источник: по материалам пресс-службы Mercedes GP
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё