Джеймс Аллен о тактике команд в Германии

Тройка лидеров Гран При Германии

На Нюрбургринге борьбу за победу вели три гонщика на трех разных машинах, примерно равных по скорости. Как заметил после финиша Льюис Хэмилтон, залог успеха состоял в том, чтобы идеально выполнить свою работу, не допустив ошибок: по мнению британского эксперта Джеймса Аллена, сказанное в равной мере относилось и к стратегам команд, и к механикам, работавшим на пит-лейн…

Джеймс Аллен: «В итоге все решило вдохновение, с которым Льюис провел гонку, и четко продуманная тактика. Однако в глубине пелетона мы также видели, что разные тактические схемы по-разному влияли на результат, особенно это относится к Адриану Сутилу, финишировавшему 6-м впереди обоих гонщиков Mercedes GP, хотя их машины были быстрее.

Основным определяющим моментом, влиявшим на выбор тактики в Германии, была скорость на более медленных шинах Medium. Если исходить из того, что разница в скорости между Soft и Medium была на уровне 1,5 сек. на круге, то дистанцию следовало пройти с двумя пит-стопами. Если эта разница больше, то число пит-стопов вырастало до трех, и на Medium надо было проехать короткий отрезок в конце гонки.

В ходе пятничных тренировок выяснилось, что ресурс шин больше, чем ожидалось, и многие команды нацелились на два пит-стопа, считая это оптимальным вариантом. Однако ночной субботний ливень смыл с асфальта слой резины, из-за чего некоторые передумали и перешли на три пит-стопа.

В прежние времена, когда все ездили на Bridgestone, такое состояние трассы вызвало бы сильное гранулирование шин, но в случае с Pirelli этого не наблюдалось. Поверхность асфальта была чистой, поэтому сцепление с трассой было хуже, как и времена прохождения кругов, но зато резина медленнее изнашивалась.

Три претендента на победу

Гонщики лидирующей тройки проехали дистанцию с тремя пит-стопами, но заключительный отрезок оказался очень коротким. Например, Марк Уэббер проехал на третьем комплекте Soft 26 кругов. Никто не хотел переходить на шины Medium, поэтому момент последнего пит-стопа лидеры постарались максимально оттянуть. А наиболее радикальную версию этого сценария мы увидели в исполнении Себастьяна Феттеля и Фелипе Массы: они поставили Medium на предпоследнем круге!

Уэббер, стартовавший с поула, но тут же уступивший лидерство Хэмилтону, смог вернуть себе позицию после первого пит-стопа, поменяв шины раньше соперника, на 14-м круге. К моменту остановки в боксах Марк отставал от Льюиса на 0,5 секунды. Механики Red Bull Racing сработали очень быстро, плюс первые два круга после пит-стопа австралиец проехал очень агрессивно, и это позволило ему выйти в лидеры. Он очень старался оторваться от преследователя, но Хэмилтон был быстрее на первом и третьем секторах, и вскоре Уэббер понял, что выиграть гонку ему не удастся.

Марк слишком активно атаковал в начале второго отрезка, и затем его скорость начала падать. Он попытался вновь обойти соперника за счет более раннего пит-стопа, но на этот раз безуспешно. Когда Уэббер отправился в боксы, Хэмилтон и Фернандо Алонсо, поменявшие шины на два круга позже, смогли взвинтить темп. Второй пит-стоп австралийца продолжался на 0,8 сек дольше, чем первый, и в итоге он оказался на 3-й позиции.

Если первый пит-стоп Хэмилтон и Алонсо провели одновременно, то во второй раз британец отправился в боксы раньше. На круге, предшествовавшем пит-стопу, Фернандо был на 0,7 секунды быстрее Льюиса, и механики Ferrari поменяли колеса на 0,4 секунды быстрее. Любопытно, что первый круг после визита в боксы на свежих шинах гонщик McLaren проехал не намного быстрее, чем Алонсо, который в это время резину еще не поменял: это противоречит расчетам, говорившим, что более ранний пит-стоп дает преимущество.

Алонсо выехал из боксов перед соперником, но проблема Ferrari в том, что резина на алых машинах прогревается не сразу, и Хэмилтон смог обогнать испанца во 2-м повороте. Т.е. в теории тактика Ferrari выглядела выигрышной, но в реальности не сработала.

Уэбберу удалось отыграть позицию за счет более раннего первого пит-стопа, но во второй раз ни ему, ни Хэмилтону не удалось добиться преимущества. Отчасти это можно объяснить тем, что перед первым пит-стопом на более тяжелых машинах резина изнашивается несколько более интенсивно, но к моменту второй остановки в боксах ситуация меняется.

Что касается выбора оптимального момента для перехода на более медленную резину Medium, то здесь надо было найти подходящий пример, на который можно было ориентироваться, и его продемонстрировали Виталий Петров и Камуи Кобаяши.

Пастор Мальдонадо перешел на Medium рано, еще на 35-м круге, но его скорость была нестабильной. Петров поставил эту резину на 46-м круге и на втором круге после выезда из боксов показал лучшие для себя результаты прохождения секторов, а Кобаяши поехал быстрее Серхио Переса, своего напарника, который еще не успел перейти на более жесткие шины. В McLaren поняли, что пора ставить Medium.

Уэббер к этому времени уже отстал и ехал в 8 секундах позади Алонсо. Хэмилтона пригласили в боксы на 51-м круге, но Ferrari не отреагировала, и Фернандо оставался на трассе еще два круга, поскольку в Скудерии больше беспокоились из-за скорости на более жестких шинах.

Хэмилтон, поставив Medium, сразу поехал довольно быстро, и победа, фактически, была у него в кармане. Уэббер попытался было обойти обоих соперников, оттянув последний пит-стоп, но слишком сильно отставал, и это ему не удалось.

Сутил против Росберга

Адриан Сутил на трассе Гран При Германии

Одним из ярких моментов гонки стало выступление Адриана Сутила за рулем машины Force India. Он идеально провел уик-энд и в итоге финишировал 6-м, впереди представителей Mercedes GP и Lotus Renault. В квалификации он был 8-м, проиграв две позиции и 0,8 сек Росбергу, но в ходе гонки обошел Нико, что уже можно считать заметным достижением.

Дуэль Сутила и Росберга можно считать подтверждением того, что тактика двух пит-стопов оказалась более удачной, чем трёх. В Force India ориентировались на данные компьютерной симуляции, говорившие, что две остановки позволяли проехать дистанцию так же быстро, как и три; зато в первом случае снижался риск потери времени из-за трафика или сбоя на пит-стопе.

Сутил посещал боксы на 22-м и 48-м круге; Росберг – на 14-м, 36-м и 53-м. На первом отрезке они показывали сравнимые результаты прохождения кругов, но затем Сутил поехал быстрее соперника. На машинах Mercedes резина изнашивается быстрее, и Адриан, отстававший на 4 секунды, догнал Нико уже к моменту, когда тот провел первый из трех пит-стопов.

Квалификация подтвердила, что MGP W02 быстрее, чем VJM04, зато машина Force India щадит резину, поэтому финишную черту Сутил пересек на 10 секунд раньше Росберга.

Адриан производил хорошее впечатление в ходе всего уик-энда; кроме того, ему удалось показывать стабильную скорость на шинах Medium. После перехода на более жесткую резину он сразу поехал быстро и свой лучший круг в гонке показал именно на ней, через 9 кругов. Кстати, многие команды столкнулись с трудностями прогрева Medium в условиях прохладной погоды.

Сколько литров заливать?

На Нюрбургринге все ожидали дождя, и это отразилось на топливной тактике команд. Многие недолили топлива в баки своих машин в расчете на дождевую гонку и потом вынуждены были экономить. На самом деле Алонсо уступил 4 секунды Хэмилтону именно поэтому, и в итоге все равно у него кончился бензин на круге возвращения в боксы.

Если помните, в Сильверстоуне топлива недолили Льюису, но на Нюрбургринге McLaren не повторила этой ошибки».

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё