Джеймс Аллен о тактике команд в Шанхае…

Графики прохождения кругов первой восьмерки гонщиков на Гран При Китая 2011 года

Гран При Китая был богат на события, и разобраться в многообразии тактических решений и схем не так-то просто, поэтому британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен предлагает свой анализ гонки, подготовленный на основе инсайдерской информации, полученной от команд после финиша…

Джеймс Аллен: «В ходе Гран При Китая столько всего произошло, что для понимания картины гонки необходим точный анализ событий, их причин и последствий. Самое важное наблюдение состоит в том, что как успех, так и поражение зависели от выбора тактики.

В первых двух гонках уже наблюдалось интересное разнообразие тактических схем, но тройка лидеров в Мельбурне и Сепанге применяла одинаковую тактику. В Шанхае впервые в сезоне ситуация складывалась по-другому…

Еще одним любопытным отличием китайской гонки было то, что на старте четыре быстрые машины стояли на “ненормальных” позициях: Уэббер стартовал 18-м, Хайдфельд – 16-м, Шумахер – 14-м, а Петров – 10-м.

Это означало, что обе Toro Rosso и обе Force India попали в первую десятку, однако удержаться в ней было сложно, поскольку управляемое заднее крыло (DRS) и KERS, способствуя обгонам, давали более быстрым машинам шанс пробиться вперед.

Тактические игры начались еще в квалификации, когда Льюис Хэмилтон решил ограничиться лишь одной попыткой в финальной сессии и сберег для гонки свежий комплект мягкой резины. Что это дало? По сравнению с шинами, использовавшимися в квалификации, он позволял пройти первый круг с более высокой скоростью и продержаться на трассе на два-три круга дольше.

Более того, на прикатанной резине машина проходила круги на 0,1 – 0,2 сек хуже, чем на новой. В довершение всего нелишне вспомнить, что новый комплект Soft позволял оттянуть переход на жесткую резину, которая была примерно на секунду медленнее. Все вместе складывалось в значительный выигрыш во времени.

Как Льюис Хэмилтон опередил Себастьяна Феттеля

Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель на трассе Гран При Китая

Компьютерная симуляция подсказывала, что два пит-стопа будут более предпочтительным вариантом, позволяя выиграть по ходу гонки примерно 3 сек, но это могло сработать только в идеальных условиях на свободной трассе. Феттель собирался проехать дистанцию с двумя остановками, но неудачно стартовал и оказался позади двух машин McLaren. На старте KERS сработала некорректно, сообщив его RB7 не 80 дополнительных лошадиных сил, а всего 30, поэтому Баттон и Хэмилтон вырвались вперед. У Red Bull еще был шанс перейти на тактику трех пит стопов, но, поскольку Феттель поехал в боксы только на 14-м круге одновременно с Баттоном и за круг до Хэмилтона и опередил обоих, команда решила придерживаться первоначального плана. Несомненно, в Red Bull Racing думали, что машина достаточно быстра и позволит его успешно реализовать. Однако, если бы на 14-м круге было принято решение о переходе на вариант с тремя пит-стопами, Себастьян выиграл бы гонку.

Но результаты компьютерных симуляций не могли предсказать, что в ходе гонки износ резины практически не изменится. Опыт двух предыдущих этапов показал, что в финальной фазе Гран При износ резины снижается на 25% по сравнению с пятничными тренировками, когда большинство команд проводят длинные серии по 18-20 кругов.

Но в Шанхае трасса не покрылась достаточным слоем резины, следовательно, условия для работы жестких шин в конце гонки были недостаточно благоприятные. Поэтому и Феттель, и все остальные, кто избрал тактику двух пит-стопов, например, Ferrari, не смогли удержать максимально высокий темп. За счет этого Хэмилтон, чьи шины проехали на семь кругов меньше, на последних кругах обогнал действующего чемпиона мира, а тактика, избранная Уэббером, сработала просто блестяще.

Льюис Хэмилтон выиграл гонку за счет правильных тактических решений. Очень важную роль в его плане сыграл и свежий комплект шин, и обгоны, благодаря которым он опередил Баттона, Массу и Росберга.

Как Марк Уэббер прорвался с 18-го места на 3-е?

Марк Уэббер на подиуме Гран При Китая

“Эта гонка доказала, что квалификация уже не так важна, как раньше, – сказал Марк Уэббер после финиша. – Квалифицироваться 18-м – нежелательный вариант, но лучше уж сохранить шины для гонки, чем потратить новый комплект в финале квалификации ради того, чтобы подняться на одну стартовую позицию выше. Единственным исключением, конечно, будет Монако”.

Это соответствует действительности, и мы видели, что некоторые гонщики на быстрых машинах последовали примеру Хэмилтона, в субботу использовав лишь два комплекта мягкой резины, поскольку это давало значительный выигрыш в гонке.

Уэббер проехал дистанцию с тремя пит-стопами, но при этом стартовал на жестких шинах, а затем использовал три комплекта свежих мягких шин, которые он сэкономил, потому что не принимал участия во второй и третьей квалификационных сессиях. Кстати, Марк был единственным, кто начал гонку не на резине Soft.
За счет тактики трех пит-стопов он значительную часть дистанции проехал по относительно свободной трассе, завершив гонку на мягких шинах, тогда как соперники обнаружили, что состояние покрытия не улучшилось, и поэтому износ резины Hard был серьезнее, чем ожидалось. Свежий комплект Soft дал ему значительное скоростное преимущество, что подтверждает красноречивый факт: показанный им самый быстрый круг гонки был на 1,4 сек быстрее результатов других гонщиков.

Австралиец совершенно правильно поступил, стартовав на жестких шинах: на этой фазе дистанции он боролся с трафиком и не мог реализовать скоростной потенциал своей машины. Если бы он стартовал на Soft, ему бы пришлось заканчивать гонку на жесткой резине, – следовательно, добиться столь впечатляющего прогресса было бы сложнее.

Нико Росбергу не повезло

Нико Росберг опережает Фелипе Массу на трассе Гран При Китая

После гонки Нико Росберг был очень расстроен, поскольку полагал, что мог подняться на подиум, а в какой-то момент даже казалось, что он может выиграть. Причиной неудачи стала ошибка в расчетах расхода горючего.

Первый круг Нико завершил на 4-й позиции, а затем стратеги Mercedes GP приняли очень правильное решение: его пригласили в боксы на 12-м круге, и за счет этого он избежал проблем с трафиком. Выехав из боксов, Росберг оказался на свободной трассе и к 17-му кругу возглавил гонку, на втором комплекте шин Soft проходив круги с весьма впечатляющим временем. После второго пит-стопа он опережал обоих гонщиков McLaren и, видимо, лелеял мысль о подиуме. А команда Mercedes GP в этот момент вообще думала, что победа не за горами.

Однако вскоре выяснилось, что езда в максимально быстром режиме не позволит доехать до финиша, поскольку в баке осталось недостаточно топлива. Пришлось перейти на экономичный режим, и шансы на успех улетучились.

Справедливости ради надо отметить, что Mercedes GP было трудно все точно предусмотреть. Расчеты могут не сработать из-за скачков атмосферного давления, из-за состояния трассы и резины – все это приводит к повышенному расходу топлива. В ходе китайской гонки машина Росберга была явно быстрее, чем неделю назад, в Малайзии, и уже это вызывало дополнительный расход бензина. В Сепанге инженерам Mercedes GP пришлось применить ряд решений, чтобы обеспечить более эффективное охлаждение двигателя и других систем, но в Китае на MGP W02 конфигурация аэродинамического обвеса была оптимальной.

Все расчеты в Mercedes GP строили на предположении, что им удастся без осложнений проехать гонку на 4-й позиции, опередив Ferrari, – но ситуация сложилась более благоприятная, появились шансы на успех, однако команда не смогла ими воспользоваться – просто не хватило бензина.

Ferrari: неверный выбор тактики

Фернандо Алонсо

После гонки Фернандо Алонсо сказал: “Вы должны следовать вашей собственной тактике. Если у вас быстрая машина, то любая стратегия хороша, как сегодня доказал Уэббер. Если машине не хватает скорости, все становится намного сложнее”.

В Ferrari допустили ту же ошибку, что и в Red Bull, когда выбрали тактику двух пит-стопов. Жаль, ведь Фелипе Масса впервые за долгое время выглядел действительно конкурентоспособно, и если бы он проехал гонку с тремя остановками, то мог бы подняться на подиум.

На первом отрезке обоих гонщиков Скудерии сдерживал Росберг. Алонсо и Масса, видимо, полагали, что на свободной трассе смогут поехать быстрее, поэтому, когда Нико на 12-м круге свернул в боксы, они его примеру не последовали.

Алонсо ехал позади напарника, пропустив его на старте. Он провел первый пит-стоп на круг позже Массы, что позволило бразильцу удержаться впереди. Фернандо выехал на трассу позади Шумахера, потеряв из-за этого немало времени. Странно, что в Ferrari решили строго придерживаться изначального плана для обеих машин: в такой ситуации обычно применяются разные варианты тактики.

Нелишне напомнить, что разница в результатах прохождения кругов на старых и новых шинах – с учетом уменьшения количества топлива в баках, – сводит на нет преимущество от более позднего пит-стопа. Если тот, кто первым свернет в боксы, вернувшись на трассу, пройдет круг с хорошим временем, он всегда будет быстрее соперников, едущих на старой резине».

Материал публикуется с официального разрешения
www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё