Джеймс Аллен о главных событиях Гран При Венгрии

Анализируя события гонки на Хунгароринге, британский журналист Джеймс Аллен делает акцент на свойствах шин, тактике команд и особенностях работы механиков на пит-лейн...

Джеймс Аллен
: «Гран При Венгрии на протяжении многих лет заслужил репутацию довольно скучной гонки. Хотя порой и здесь – преимущественно по тактическим причинам – порой случались довольно интересные вещи. Первое, что приходит в голову – классика 1998 года, когда Росс Браун решил провести для Михаэля Шумахера не два, а три пит-стопа. Немцу пришлось 20 кругов вести свою Ferrari в квалификационном темпе – и он одолел гонщиков McLaren, Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда.

В воскресенье перед Марком Уэббером стояла похожая задача. Вместе с гоночным инженером они приняли решение не останавливаться в боксах, когда на 15-м круге выехала машина безопасности. Главная причина такого шага состояла в том, что на старте Уэббер пропустил Фернандо Алонсо, а потому одновременный пит-стоп не позволял ему опередить испанца – значит, нужно было что-то другое.

Когда автомобиль безопасности покинул пит-лейн, Уэббер отставал от лидера гонки Себастьяна Феттеля на 12 секунд. Если бы он сразу поехал в боксы, то не потерял бы времени, ожидая, пока механики обслужат напарника – так что этот момент едва ли сказался при принятии решения. Но интересно отметить, что после Валенсии, когда Фелипе Масса потерял в похожей ситуации много позиций, ожидание напарника в очереди на пит-лейн считается плохой идеей, если только не идёт дождь.

Любопытно, но в Венгрии Масса вновь отправился на пит-стоп следом за товарищем по команде, причем в тот момент он уступал Фернандо лишь три секунды. Чтобы избежать проблем, Фелипе сбросил скорость и отстал по дороге в боксы еще на четыре секунды. Но и это не помогло, он все равно проиграл позицию Льюису Хэмилтону!

После рестарта на 18-м круге Уэббер знал, что должен создать достаточно большой отрыв от Фернандо Алонсо, чтобы провести пит-стоп и удержаться впереди. Требовалось уехать от испанца примерно на 20 секунд. Даже если у Марка было преимущество в секунду на круге, его сверхмягкие шины должны были продержаться до 38 круга и позволять при этом показывать нужную скорость. При этом нужно помнить, что резина к тому моменту уже выдержала немалые нагрузки, ведь она стояла на машине с начала дистанции, когда баки были заправлены под завязку.

Потому решение Уэббера и команды попробовать такую стратегию кажется весьма смелым. Но она сработала.

Если изучить статистику гонки, то видно, как развивались события. К 37-му кругу отрыв составлял 19 секунд, к 40-му вырос до 22, но в этот момент шины начали сдавать, и два следующих круга Марк прошел уже не за 1.23, а за 1.24. Еще немного – и его преимущество начало бы сокращаться – потому гонщик провел пит-стоп и сохранил позицию впереди Алонсо.

Первый отрезок гонки в исполнении Уэббера показывает, насколько выносливы сверхмягкие шины, и как много времени нужно, чтобы их свойства стали ухудшаться. Тонио Лиуцци проехал после пит-стопа 55 кругов. Так как стартовал он на жестких шинах, то потом должен был использовать мягкие. С самого начала уик-энда было ясно, что SuperSoft позволяет развивать более высокую скорость, вопрос был в том, удастся ли преодолеть на этом составе больше половины дистанции.

При этом любопытно, что Баррикелло стартовал с 12-й позиции на жестких шинах, а Кобаяши с 23-й – на мягких. В первом случае возможны две различные тактики: или пройти короткий первый отрезок, чтобы потом провести большую часть гонки на более быстрой резине – так поступил Лиуцци. Но этот вариант хорош, только если ты можешь обгонять – в Венгрии с этим проблемы.

Вторая тактика – проехать на жестких шинах со старте как можно дольше. Но этот вариант в нынешнем сезоне еще никому не сыграл на руку, кроме Кобаяши в Валенсии, где машина безопасности избавила японца от большей части соперников, шедших впереди него.

Баррикелло тоже повезло с автомобилем безопасности, который позволил ему подняться на шестое место. Гонщик оставался на трассе до 55-го круга, после чего стал участником поединка с Михаэлем Шумахером за 10-е место. При этом Михаэль стартовал 14-м на мягких шинах, так что его стратегия, похоже, оказалась более успешной.

Также стоит помнить, что Баррикелло и те пилоты, чьи автомобили располагались рядом с ним на стартовой решетке, выиграли по три позиции после сходов Росберга, Хэмилтона и Кубицы. Так что если бы Рубенс стартовал на мягкой резине и действовал так же, как и остальные, он бы финишировал минимум девятым. Правда, тогда бы мы не увидели эту невероятную схватку с Шумахером, в которой бразилец взял верх…

Напротив, Кобаяши, стартовав только 23-м, отлично прошел первый круг и завершил его на 14-м месте. Затем он отправился на пит-стоп на круг позже основной массы пилотов, чтобы не терять время позади де ла Росы – на трассе между пилотами BMW-Sauber было шесть секунд. Камуи обошел Шумахера во время рестарта и оказался в той группе, которая поднялась на одну позицию после пит-стопа Баррикелло. В итоге японец занял девятое место – то самое, на котором мог оказаться Рубенс.

Автором еще одного важного решения, принятого в этот день, стал механик Renault, отдавший Роберту Кубице команду трогаться с места, когда мимо ехал Адриан Сутил. Команду наказали за этот поступок, причем на этом решении явно сказался штраф, наложенный на Mercedes – там Нико Росберга выпустили с пит-стопа, хотя одно их колес не было привинчено. Но в этом случае едва ли кто-то обвинит в произошедшем главного механика.

В обычной ситуации, когда приходит время давать пилоту команду трогаться с места, но есть какие-то сомнения – то этого не делают. Это наиболее безопасный подход. Настораживает то, что в данном случае решено было выпустить машину и посмотреть, что будет дальше. Ведь в ситуации, когда решение принимается за доли секунды, нужно перестраивать свое мышление так, чтобы на первом планевсе-таки стояла безопасность.

Пит-стопы Renault в этом году одни из самых быстрых, наравне с Red Bull. Mercedes же вообще считается в этом отношении лучшей командой, во многом благодаря хитроумному переднему домкрату, который поворачивается, когда машина опускается вниз, давая пилоту возможность мгновенно начать движение».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё