Джеймс Аллен о стратегиях команд в Гран При Китая

Британский журналист и комментатор рассуждает о том, как важно в условиях переменчивой погоды принять верное решение, причем сделать это вовремя.

Джеймс Аллен: «Китайская гонка дала немало ярких поводов для разговоров. Но если говорить о ключевых решениях, принятых в этот день, то большая их часть связана с тем, стоило или нет переходить на шины для сырой погоды на первых кругах – и как потом отыграться в случае ошибки. Это была игра решений, которые и определили в итоге результат гонки.

На старте моросило. Недостаточно сильно, чтобы менять шины, потому все стартовали на мягкой резине Bridgestone. Но уже в конце первого круга группа пилотов направилась в боксы за промежуточными шинами – во главе с Адрианом Сутилом, который стартовал десятым. Ранний пит-стоп позволил немцу опередить тех, кто поехал в боксы кругом позже – Шумахера, Феттеля, Уэббера и Хэмилтона. Сутил поднялся на восьмое место.

Возможно он рассчитывал, что сможет подняться и еще выше – но именно в этот момент стратеги команд поняли, что Росберг, Баттон, гонщики Renault, де ла Роса и Ковалайнен не собираются менять шины. Как стало ясно чуть позже по ходу этого дня, в случае изменения условий выгоду получал тот, кто раньше других следовал принятому решению.

В этом месте стоит ненадолго остановиться, чтобы воздать по заслугам тем командам, которые применили для своих пилотов разные стратегии: одного гонщика оставили на трассе, а другого зазвали в боксы. Так поступили в McLaren, так поступили и в Mercedes. В случае с McLaren неверным оказался выбор для Хэмилтона, который все же смог в итоге подняться на подиум благодаря появлению на трассе машины безопасности. Он обогнал других гонщиков, включая Росберга и Кубицу, которые поступили правильно, оставшись на сликах.

Подобное разделение стратегий – это шаг, который командам всегда непросто сделать, если у них нет гонщика, готового рискнуть, подобно Дженсону Баттону, ведь проигрывать не хочется никому. В Шанхае все выглядело так, словно сырая погода продлится долго – другими славами, ничто нет говорило о том, что дождь скоро закончится. Потому оставаться на сликах в тот момент было весьма рискованно.

Претенденты на титул, Ferrari и Red Bull, решили не искать приключений и в итоге поплатились. Им пришлось совершать вдвое больше пит-стопов, чем победителю. Алонсо, который потерял время еще и из-за штрафа за фальстарт, финишировал четвертым, Масса - девятым. Все это стоило Скудерии потери лидерства в чемпионате пилотов и Кубке конструкторов. В Red Bull смогли обратить первый стартовый ряд лишь в шестую и восьмую позиции на финише.

Любопытно, как Алонсо после гонки объяснил, почему он и Ferrari приняли именно такое решение: "Мы решали сообща, консультируясь по радио. Но верными оказались шаги, предпринятые Баттоном. Не знаю, что было бы, если бы мы пошли той же дорогой".

Что же творилось в тот момент, когда команды решали, оставлять ли им одну из своих машин на сликах? Говоря с инженерами, я был удивлен тому, как работают шины для сухой погоды в такой ситуации. До начала небольшого дождя асфальт успел прогреться, и потому поначалу вода довольно быстро испарялась с его поверхности.

И после двух кругов на промежуточных шинах Шумахер первым сообразил, что допустил ошибку – и отправился вновь "переобуваться" в слики. Он первым сделал этот шаг – следом так же поступили Алонсо, Баррикелло, Хэмилтон и Феттель. Михаэль смог подняться с 13-го места на шестое – на седьмом круге он уступал лидеру 38 секунд, тогда как Льюис – уже 51 секунду. А ведь прямо перед вторым пит-стопом Шумахер был на трассе непосредственно перед Хэмилтоном.

Еще одно ключевое решение – какой тип сликов ставить во время второго пит-стопа. Здесь разброс мнений оказался широк. В Red Bull на обе машины поставили Hard, но пилотам было сложно их прогреть . Хэмилтон тоже получил Hard и почти сразу поехал на секунду быстрее и вскоре оставил Уэббера с Феттелем позади. Его скорость на жестких шинах вкупе с удачным появлением автомобиля безопасности дали возможность сократить отставание от лидера с 47 секунд до пяти. И это позволило компенсировать последствия неверного решения, принятого ранее.

Жесткие шины в этой ситуации выглядели верным выбором – но только если они были прогреты до рабочей температуры. Шумахер, Сутил и пилоты Ferrari выбрали Soft, но он продержался недолго. Похоже, мягкая резина в воскресенье работала только у тех, кто использовал её с самого старта.

Те же, кто поставил новый Soft, испытывал проблемы с гранулированием левой передней шины в пяти поворотах шанхайской трассы. Хуже всего пришлось Шумахеру, чья резина оказалась практически "убита".

В этот день ключом к успеху стали верно принятые решения. Как сказал после гонки ее победитель Дженсон Баттон, "Все было непросто, но мы вновь провели пит-стопы вовремя, и это сыграло решающую роль. Сегодня для победы нужна была далеко не только скорость"».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё