2008: Итоги сезона: Toro Rosso

Себастьян Феттель и Себастьен Бурдэ

Toro Rosso заняла шестое место в Кубке Конструкторов, и эту позицию можно смело приравнять к победе. Клиентская машина, скромный бюджет, небольшой штат, два неопытных в Формуле 1 гонщика, и постоянные слухи о скорой продаже. Но не раз в 2008-м пресса с восторгом писала о преемниках Minardi, не раз мы с волнением следили за выступлениями Себастьяна Феттеля, и, согласитесь - его успехи в последних гонках уже не удивляли. В финале сезона Toro Rosso была одной из лучших команд чемпионата.

Сезон Гран При Место Очки Подиум Победа Лучший старт Лучший финиш
2007 17 7 8 0 0 8 4
2008 18 6 39 1 1 1 1

Команда начала сезон с прошлогодней машиной. STR2 лишили трекшн-контроля, адаптировали к ECU, а остальные перемены носили скорее косметический характер. Фактически это была та же медленная и несбалансированная машина, которая в 2007-м позволила заработать очки лишь в одной гонке, в дождливом Китае – типичный аутсайдер.

Впрочем, в начале сезона соперники решали проблемы с надежностью новинок, и расчет мог оправдаться - в Мельбурне Себастьен Бурдэ некоторое время ехал четвертым, пока не отказал двигатель. Успешный в заокеанских гонках и дебютировавший в Формуле 1 француз после финиша говорил о разочаровании.

Себастьен Бурдэ в Мельбурне

Разочарование было дальше – четыре «сухих» гонки для обоих гонщиков подряд, стартовая позиция не выше 14-го места и череда сходов. В Малайзии, Бахрейне, Барселоне и Турции машины Toro Rosso финишировали лишь дважды, на 15-м месте в Бахрейне (Бурдэ) и на 17-м в Турции (Феттель). Кто тогда мог подумать, что Toro Rosso способна на большее?

Дебют новой STR03 был намечен на Гран При Турции, но на тестах Бурдэ угодил в аварию и серьёзно повредил новинку. Запчастей не было, в результате машина дебютировала только в Монако, в шестой гонке сезона, хотя и тогда у руководства возникли сомнения – без тестов, без адаптации инженеров и гонщиков. Можно ли представить себе, что через неделю после церемонии официальной презентации (которой у Toro Rosso не было) новая машина сразу отправляется в гонку?

Себастьян Феттель, Монако'08

Можно. Феттель сразу финишировал пятым, заработав первые очки в этом сезоне. Тогда это показалось случайностью, потом немец привез очко в Канаде – тоже случайность, ведь в квалификации проблемы были очевидны - 18-е и 19-е место на старте.

Бурдэ STR03 не подошла. Выступая за океаном, француз привык к тому, что инженеры адаптируют машину под его пожелания, что вполне естественно – если команда рассчитывает на результат, нужно дать гонщику возможность добиться максимума. Но у Toro Rosso не было возможности дорабатывать машину, она получала STR03 от Red Bull Technologies «как есть», пользовалась тем, что имела. Феттель смог найти подход, подстроиться к избыточной поворачиваемости в медленных поворотах и недостаточной в быстрых – молодой гонщик взял на себя функцию инженеров, компенсировав недостатки машины, а Бурдэ – не смог. Француз несколько раз по ходу сезона честно признавался журналистам, что подобная гибкость – очевидный козырь Феттеля.

Будет жаль, если Бурдэ не продлит контракт с командой. В этом сезоне претенденты из GP2 недобрали мест в Формуле 1, молодежь и их спонсоры мечтают о следующем шаге, хотя, с другой стороны, кто бы отказался от услуг звездного француза при более стабильных и предсказуемых результатах?

Что касается Феттеля, то история только начинается…

В Валенсии Феттель показал лучшее время во второй квалификационной сессии, когда гонщики проезжают лучший круг с равным и минимальным количеством топлива. В финале немец квалифицировался шестым, на том же месте и финишировал в гонке, но на новом городском автодроме началась серия из пяти призовых гонок, в середине которой оказалось максимальное достижение – победа в Монце.

Франц Тост - Дитер Матешиц - Себастьян Феттель

Погода не благоволила гонщикам на итальянской трассе. Дождь зарядил ещё в пятницу и сопровождал почти все сессии уик-энда. В дождевой квалификации из группы сильнейших выбыли Хэмилтон и Райкконен, а поул достался Феттелю. Тогда многим казалось, что это – случайность, что Себастьяну достался счастливый билет в лотерее, что в гонке соперники с более быстрыми машинами получат очевидное преимущество. Преимущество осталось у Себастьяна, он «привез» Ковалайнену 12 секунд на финише, став самым молодым победителем гонки в истории Формулы 1, а Toro Rosso обошла Red Bull в Кубке Конструкторов.

Сможет ли команда подтвердить свои достижения в 2009-м – большой вопрос, нужно сделать следующий шаг, для которого пока нет очевидной базы. Появится ли она, зависит от Red Bull, но хочется верить, что Toro Rosso останется «грозой авторитетов», ведь столь непредсказуемая переменная в уравнении – это всегда интересно…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё