2008: Итоги сезона: Super Aguri

Super Aguri

Публикацию серии материалов, посвященных итогам прошедшего сезона, мы начнём с конца, с команды, которая заняла последнее место, с главного неудачника - Super Aguri. Японская команда смогла провести лишь четыре первых гонки и объявила о выходе из чемпионата...

Сезон Команда Гран При Место Очки Лучший финиш
2007 Super Aguri 17 9 4 6
2008 Super Aguri 4 11 0 13

В начале 2008-го в прессу попала информация о серьёзных финансовых проблемах и возможной смене владельца Super Aguri. Honda фактически отказалась от поддержки команды, в середине марта стало известно о переговорах с Magma Group, которые могли решить проблему, но один из основных инвесторов - ближневосточная компания Dubai International Capital, в последний момент отказался от сделки.

Уже тогда было понятно, что у Super Aguri нет будущего – ради переговоров команда остановила общение с другими потенциальными владельцами, контракт с Magma Group был единственным вариантом и считался «подписанным на 99%», но сработал оставшийся 1%. По инерции, «в долг», команда проехала ещё несколько Гран При, пока оставалась надежда на возможную сделку с другим потенциальным владельцем - Weigl Group, но шестого мая, перед турецким уик-эндом, Агури Сузуки объявил о выходе из чемпионата.

Энтони Дэвидсон и Такума Сато

Super Aguri провела в Формуле 1 тридцать девять Гран При. В составе команды выступали пятеро гонщиков – три японца: Юдзи Иде, Сакон Ямамото и Такума Сато, француз Франк Монтаньи и британец Энтони Дэвидсон, но очки зарабатывал только Сато, дважды в прошлом году финишировавший в призовой восьмерке – в Барселоне и Монреале.

Несколько лет назад идея создания «клиентских» команд была весьма популярна. Преимущества казались очевидными – основная команда, имевшая необходимые технологии, получала резервный полигон для обкатки технических новинок в условиях ограниченных тестов, могла приглашать перспективную молодежь и имела дополнительный голос при принятии решений в комиссиях чемпионата. Несколько лет назад последнее условие часто оказывалось решающим, позволяя отстаивать интересы на важных голосованиях по регламенту.

Пожалуй, лучшим вариантом реализации этой идеи стал союз Red Bull и Toro Rosso, партнерство Honda и Super Aguri просуществовало чуть больше двух лет, а связка из McLaren и Prodrive не состоялась вовсе, правда есть вероятность, что команда из Уокинга частично реализует эту идею с Force India.

Из преимуществ очевиден и главный минус такой схемы – полная зависимость от «старшей» команды в вопросах принятия базовых решений, и роль Honda в судьбе Super Aguri стала определяющей.

Super Aguri

Super Aguri начала сезон с прошлогодней Honda RA107, но денег не было даже на запчасти - после закрытия команды Энтони Дэвидсон не раз говорил о том, что в первых гонках выступать приходилось на «ведре с гайками». Тем не менее, команда делала всё, чтобы проехать дистанцию – в четырех проведенных гонках лишь дважды – Сато в Мельбурне и Дэвидсону в Испании не удалось финишировать из-за поломок.

В любом случае, до Гран При Турции команда могла выступать, а перед началом уик-энда в Стамбуле босс Honda Racing Ник Фрай заявил, что Super Aguri не примет участия в гонке. Honda породила команду, Honda её и уничтожила...

Лоты Super Aguri на аукционе

Имущество Super Aguri ушло с аукциона, большую часть лотов выкупила немецкая компания Formtech GmbH, специализирующаяся на разработке и изготовлении инструментального оборудования, что-то – для перепродажи, что-то – для дальнейшего использования.

Такума Сато провел тесты в составе Toro Rosso, и ходили слухи о возможном контракте японца с одной из команд на следующий сезон, но пока они не получили подтверждения. Энтони Дэвидсон отработал на тестах Honda Racing, заменяя выступавшего в Ле-Мане Алекса Вурца, но вряд ли гонщикам Super Aguri в 2008-м удастся сесть за руль «боевой» машины.

В 2008-м мы попрощались с интересной, молодой и амбициозной командой. Скептики получили ещё одно подтверждение тому, что бывший гонщик, даже успешный, не может быть боссом гоночной команды - для устойчивости бизнеса часто нужен компромисс при принятии решений, а гонщики, в данном случае – Агури Сузуки, подчас не готовы поступиться духом команды и интересами спорта ради выгодного контракта.

Для оптимистов, сценарий рождения и гибели Super Aguri, послужил доказательством возможности существования частных команд. В конкретном случае подвел менеджмент и ситуация, но у команды был шанс выкарабкаться - если бы состоялся контракт с Weigl Group, то мы вполне могли увидеть «кальку» ситуации с Jordan – Midland – Spyker – Force India.

Любопытно, что под занавес этого спектакля мы услышали известную фразу про «пираний», но уже из уст Агури Сузуки. Как будто и не было этих двадцати лет…

Агури Сузуки

Агури Сузуки: "Я вымотан и хочу отдохнуть. Формула 1 - это действительно Пиранья-Клаб, я хочу поскорее выдернуть пальцы, чтобы не откусили всю руку. В последний момент группа компаний Weigl Group предложила выход, но у нас уже не было времени, чтобы обсуждать судьбу команды.

Переговоры с Magma прервались весьма неожиданно и без каких-либо условий. Я тут же отправился на переговоры с другими партнерами, но договориться не удалось. Частная команда не может конкурировать с командами, которые имеют неограниченный бюджет, такова реальность. Наверное, мы могли бы договориться с Weigl Group, но все эти годы нашим главным врагом было время.

Я был удивлен комментариями Ника Фрая по поводу будущего Super Aguri. Нам действительно очень помогла Honda, но он - отнюдь не президент, чтобы делать подобные заявления. Я понятия не имею о том, что он говорил, и кто его уполномочил.

Я хочу поблагодарить гонщиков. Когда мы начинали, машина не могла ехать даже по прямой, но Такума ни разу не пожаловался. Гонщики - главное наше богатство".

И в финале – таблица команд, история которых была более короткой, чем у Super Aguri. Выборка с 1990 года…

Команда Годы выступления Гран При Очки
Onyx 1989-1990 24 6
Leyton House 1990-1991 32 8
Life 1990 14 -
Monteverdi 1990 2 -
Fondmetal 1991-1992 29 -
Lamborghini 1991 16 -
Andrea Moda 1992 9 -
Simtek 1994-1995 21 -
Pacific 1994-1995 33 -
Forti 1995-1996 27 -
Midland 2006 18 -
Super Aguri 2006-2008 39 4
Spyker 2007 17 1

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё