Марк Зурер: «FIA и FOTA должны искать компромисс…»

Ferrari Дидье Пирони и Жиля Вильнева - две из пяти машин, финишировавших в Сан-Марино в 1982 году

Создание Ассоциации команд Формулы 1 (FOTA) у знатоков истории вызывает невольные ассоциации с событиями, происшедшими более четверти века назад, когда автоспорт переживал эпоху тяжелых политических войн.

26 лет назад в принципиальном споре сошлись такие организации, как FISA (Международная федерация автоспорта, входившая в те времена в FIA, но фактически имевшая автономию) и FOCA (Ассоциация конструкторов Формулы 1): причиной раздора тогда был вопрос перераспределения доходов. И все закончилось фактической забастовкой команд, поддерживавших FOCA, за которой стояли Берни Экклстоун и Макс Мосли: в Гран При Сан-Марино 1982 года финишировали лишь 5 машин. Одним из главных итогов тех событий стало подписание первого Договора Согласия.

Сегодня FIA вновь оказывает на команды серьезное давление, стремясь к радикальному изменению технического регламента Формулы 1, направленного, вроде бы, на благие цели: снижение расходов и борьба за экологию. Именно эти действия федерации впервые за долгие годы заставили команды объединиться в ассоциацию FOTA, чтобы выработать общую политическую линию.

«Очевидно, что обе стороны ведут себя провокационно, – считает Марк Зурер, комментатор телеканала Premiere. – Но при этом совершенно ясно, что они нуждаются друг в друге. FIA необходима Формула 1 – без нее федерация превратится в ничто. Но и Формуле 1 необходима FIA, придающая чемпионату официальный статус. Поэтому как-нибудь они договорятся. Однако за нынешней борьбой за власть кроются очень личные причины».

По мнению Зурера, президент FIA Макс Мосли, потерпев немалый моральный и политический урон в ходе недавнего скандала, начавшегося с публикации в газете News Of The World, теперь стремится реабилитироваться и вновь взять власть в свои руки. Но проблема в том, что, проводя свои идеи, он уже просто не слушает мнения команд. Мосли выдвинул ультиматум: если до 3-го октября команды не выйдут со своими встречными предложениями по изменению технического регламента, то FIA будет действовать по своему усмотрению.

Марк Зурер: «Если команды примут предложения Мосли, это будет означать, что он выиграл. Однако у него есть неплохие идеи. Например, те же системы рекуперации кинетической энергии (KERS). Идея отличная, но при этом дорогостоящая. Но если пойти по пути тотальных ограничений, который предлагает Мосли, то Формула 1 рискует превратиться в монокласс.

Это очень плохо. Достаточно вспомнить серию IndyCar, которая почти полностью потеряла свою привлекательность и теперь испытывает серьезные трудности. Американской публике интересны чемпионаты, где соперничают несколько марок, тот же NASCAR.

Нельзя допустить, чтобы Ф1 повторила судьбу IndyCar. Мосли должен понять, что автопроизводители очень важны для Формулы 1. Фактически, сегодня автоконцерны – и есть Формула 1. А примеры из славного прошлого, когда все ездили на одних и тех же моторах Cosworth, в наше время уже неприменимы. Поэтому необходимо искать компромисс».

Справедливости ради надо отметить, что любые сравнения нынешней ситуации с противостоянием FISA и FOCA не вполне корректны, поскольку 26 лет назад камнем преткновения были все-таки финансовые противоречия, а сегодня речь, прежде всего, идет о борьбе за политическое влияние на Формулу 1.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё