Мика Хаккинен вспоминает свою первую победу

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард поздравляют Жака Вильнёва с титулом, Гран При Европы 1997 года, фото XPB

Четверть века назад, 26 октября 1997 года, Мика Хаккинен одержал свою первую победу в Формуле 1, хотя тот Гран При Европы, проходивший на испанском автодроме в Хересе, был уже его 96-й гонкой.

«Если честно, такое ощущение, что это было очень давно, но я по-прежнему прекрасно помню тот день, – поделился Мика в интервью пресс-службе команды McLaren, за которую он тогда выступал и вместе с которой выиграл оба титула. – Момент был очень эмоциональный и оставил очень сильные впечатления – такое автоматически врезается в память. Твоя первая победа доставляет невероятные переживания».

Впрочем, всему остальному гоночному миру Гран При Европы 1997 года запомнился не победным дублем McLaren, поскольку вторым в Хересе финишировал Дэвид Култхард, а скандальным эпизодом, произошедшим на 48 круге, когда Жак Вильнёв, преследовавший лидировавшего Михаэля Шумахера, предпринял попытку обгона по внутреннему радиусу поворота Dry Sac, но гонщик Ferrari в последний момент сместился вправо.

Между машинами произошёл контакт, но если Williams канадца, хоть и получила повреждения, осталась на трассе, то для Шумахера всё закончилось сходом. В итоге титул достался Жаку Вильнёву.

Когда два гонщика ведут принципиально важный спор за победу в чемпионате, остальные участники Гран При оказываются перед непростым выбором. С одной стороны, никто не хочет мешать претендентам на титул, с другой, пока они увлечённо разбираются между собой, другим может представиться неплохая возможность отличиться.

«Безусловно, такая возможность была, – вспоминает Мика. – Когда вы ведёте сражение за титул, то постоянно испытываете невероятный психологический прессинг, хотя надо бы соблюдать спокойствие. А у McLaren тогда была хорошая машина: MP4/12 была очень быстрой.

Она почти не вызывала вопросов, разве что у неё была склонность к недостаточной поворачивамости. Гоняться в Хересе очень интересно, это сложная трасса, требующая огромного физического напряжения, но зато там в полной мере проявлялись возможности машин Формулы 1».

После коллизии на 48 круге Вильнёв продолжал лидировать на повреждённой FW19, вторым ехал Култхард, а Хаккинен держался на третьей позиции. Патрик Хед, технический директор Williams, пришёл в боксы McLaren и сказал Рону Деннису, тогдашнему руководителю McLaren, что Жаку достаточно заработать очки, поэтому он не будет мешать Дэвиду и Мике.

Джо Рамирес, работавший в команде из Уокинга координатором, вспоминал об этом так: «Патрик Хед подошёл к нам и сказал: "Жак не будет оказывать никакого сопротивления". Вильнёву было достаточно заработать одно очко, чтобы стать чемпионом мира, и мы тогда передали по радио нашим гонщикам, что они могут его обогнать, он не будет защищаться».

«Я не был на 100% уверен в том, что происходит, – продолжил Мика. – О столкновении Михаэля и Вильнёва, а также о переговорах между Williams и McLaren я узнал позже. Мне просто сообщили по радио, что у Жака проблемы, он сбавит скорость и не будет бороться. Я не знал, что он меня пропустит. Когда на последнем круге я вышел в лидеры, для меня это был прекрасный момент, Вильнёв повёл себя по-джентльменски.

Победа придаёт вам уверенности. Люди перестают спрашивать, когда же ты собираешься выиграть свою первую гонку, потому что дело уже сделано. Уже можно сосредоточиться на следующих задачах, на новых победах в гонках и чемпионатах.

Гонка в Хересе завершала сезон, так что я всю зиму считался победителем последнего Гран При. Это придало мне уверенности, и когда мы начали сезон 1998 года, я сразу знал, насколько хороша наша машина, понимал, что у меня уже есть опыт, необходимый для побед. Всё сложилось очень удачно».

После гонки все в McLaren были довольны её исходом – кроме Култхарда. Дэвид опередил напарника за счёт пит-стопа и за несколько кругов до финиша лидировал – казалось, что он на пути к своей четвёртой победе и третьей в сезоне 1997 года. Однако в команде решили иначе.

«Дэвид ехал вторым, Мика – третьим, и когда мы им сказали, что Вильнёв не будет бороться, тогда же мы попросили Дэвида уступить позицию и пропустить Мику, – рассказал Рамирес. – Конечно, Дэвид не хотел этого делать и сказал, что это неправильно, но в итоге уступил. Мика квалифицировался впереди него, а также ехал впереди до пит-стопов. По ходу сезона Хаккинена несколько раз подводила машина, хотя на самом деле он уже должен был одержать свою первую победу.

Мика Хаккинен и Джо Рамирес, 1997 год, фото XPB

Не секрет, что Мика всегда был любимым гонщиком Рона Денниса, но также Рон считал, что победа Хаккинена поможет укрепить психологический настрой команды. В Ferrari подали протест против подтасовки результатов гонки, но я думаю, что они это сделали лишь для того, чтобы отвлечь внимание от того факта, что Михаэль был лишён всех заработанных очков за то, что спровоцировал аварию. В общем, это был весьма интересный Гран При!»

Текст: . Источник: пресс-служба McLaren
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё