Гэри Андерсон призывает к детальному анализу правил

Автомобиль безопасности на трассе в Сузуке, фото XPB

Гэри Андерсон, бывший конструктор гоночных машин, а ныне эксперт издания The Race, призывает FIA и Формулу 1 провести серьёзный анализ действующих правил, которые, по его мнению, грешат неточностями, и пересмотреть практику их применения.

В FIA правильно делают, начав «детальное расследование событий, происходивших во время эвакуации машин с трассы во время Гран При Японии». Так и должно быть, ведь безопасность – это приоритет. Но назрела необходимость провести намного более широкий критический анализ.

Это исследование должно включать не только конкретные обстоятельства, связанные с появлением на трассе автомобиля безопасности, после чего гонка была остановлена красными флагами; не только ситуацию неопределённости, когда было неясно, как и сколько очков начислено – надо проанализировать каждый аспект правил Формулы 1, их структуру и то, каким образом дирекция гонок их применяет.

Разумеется, были попытки этим заняться после того, что произошло в прошлом году в Спа из-за погоды, а также после ситуации на последнем круге Гран При Абу-Даби. И хотя некоторые коррективы были внесены, эту работу необходимо продолжать.

По ходу уик-энда допускается слишком много ошибок. Это относится к тому, как организован контроль за проведением тренировок, квалификаций и гонок, как оцениваются погодные условия, как дирекция гонок на них реагирует, как назначает штрафы, как вводит режим виртуального сейфти-кара (VSC) или выпускает на трассу автомобиль безопасности, как применяет красные флаги – складывается впечатление, что в каждый уик-энд вообще все правила применяются по-новому.

Иногда кажется, что руководство гонок придумывает их на ходу. Вспомните прошлогодний фарс в Спа, старт гонки в Монако в этом году или хотя бы отложенный старт в Сингапуре на прошлой неделе, когда было неясно, как ведётся отсчёт времени гонки.

В Сузуке было много разговоров о ситуации с Пьером Гасли и эвакуатором, выехавшим на трассу, чтобы забрать разбитую машину Карлоса Сайнса. Никто не хочет, чтобы всё закончилось столкновением гоночной машины с подобной техникой – именно так было с Жюлем Бьянки на этой же трассе в 2014 году, и всё закончилось трагически.

Машины вылетают с трассы по той или иной причине. В случае с Сайнсом это было аквапланирование, соответственно, была вероятность, что на том участке трассы это явление может повториться. Вполне понятно, почему Гасли так разозлился, и другие гонщики тоже.

Предположительно, он ехал слишком быстро. Но поскольку на его машине стояла резина для сильного дождя, и он придерживался той разницы во времени, которая была ему задана (фактически этот лимит скорости определяет FIA), в его действиях не было ничего неправильного. Его оштрафовали за превышение скорости под красными флагами, и стюарды отдельно подчеркнули, что это произошло уже после того, как Пьер проехал мимо эвакуатора.

Гасли – гонщик, и его задача состоит в том, чтобы показать как можно более высокий результат. Если позволить гонщикам самим определять, насколько они должны сбросить скорость, не задавая чёткого предела, они поедут так быстро, как сочтут возможным в конкретных обстоятельствах. В данной ситуации было введено ограничение скорости, и Пьер его не нарушил.

Когда он выехал с пит-лейн, он был в 39 секундах от пелотона, собравшегося позади автомобиля безопасности. К моменту, когда Гасли достиг 13-го поворота, он сократил отставание примерно до 30 секунд, точнее определить сложно. Следовательно, скорость, с которой он приближался, не была такой уж высокой.

Когда происходит авария, подобная той, в которую попал Сайнс, нужно немедленно вводить режим VSC, вне зависимости от погодных условий. Тогда все гонщики должны сразу сбросить скорость до определённого уровня, и это стабилизирует расположение машин на трассе, а у дирекции гонки появляется какое-то время, чтобы принять решение, как действовать дальше, есть ли возможность безопасно произвести эвакуацию повреждённой техники, нужно ли выпускать сейфти-кар или останавливать гонку красными флагами.

В том числе гонщики и команды должны точно знать, чего можно ожидать. В условиях дождя и плохой видимости вы совершенно не ожидаете увидеть на трассе здоровенный эвакуатор с краном.

Пока на всей протяжённости круга не введён режим VSC, на трассе не должно быть другой техники, кроме автомобиля безопасности или медицинского автомобиля, и никакая техника не должна двигаться в направлении, противоположном движению гоночных машин.

Мне очень интересно узнать, кто именно отвечает за нажатие кнопки, после чего маршалы получают разрешение приступить к эвакуации повреждённой машины или просто выйти на трассу. Я имею в виду не конкретное имя и не собираюсь никого обвинять – я просто хочу знать, какую должность занимает этот человек. Или хотя бы кто даёт ему приказ нажать эту кнопку.

Теперь поговорим о ситуации с начислением очков. Совершенно понятно, что было намерение ввести правило о начислении меньшего количества очков, но формулировка там такая, что это правило относится только к ситуации, когда гонка остановлена и не может быть возобновлена.

Получается, если гонка стартовала, и потом сразу были вывешены красные флаги, то достаточно до истечения трёхчасового периода проехать единственный круг, и это уже позволяет начислить полное количество очков. Но это же фарс и совершенно не соответствует изначальному намерению найти какое-то решение после той неразберихи, что царила в Спа в прошлом году.

В общем, этот пункт правил сформулирован неверно и не соответствует намерениям, которыми тогда руководствовались в FIA. Похоже, что его собираются быстро скорректировать, и это хорошо. Но именно поэтому я предлагаю провести более масштабный пересмотр правил, ведь не исключено, что в них есть и другие подобные пункты.

Поскольку в прошлом году были большие проблемы из-за неточного применения правил или их игнорирования, каких-то отдельных мер недостаточно. Формула 1 – профессиональный спорт высочайшего уровня, и руководить им нужно соответствующим образом. А пока в этой области дела идут всё хуже.

Но есть и другие проблемы. Вопрос о пределах трассы обсуждается давно: сама белая линия – это часть трассы или нет? Похоже, что иногда считают так, иногда эдак, поэтому гонщики и команды по-прежнему жалуются на непоследовательность при применении правил.

То же самое относится к штрафам. Шарлю Леклеру, когда он вчера срезал шикану и не отдал позицию, назначили справедливый штраф – по сути он выехал за пределы трассы, ограниченные белой линией, однако были случаи, когда гонщиков за подобные нарушения не наказывали, особенно если погодные условия были сложными.

Всё это важно, ведь главное в любом виде спорта – это его правила. Разумеется, в его основе – само соревнование, но если нет стабильности и нет правильного руководства, то всё это подрывает доверие болельщиков. А если этому нет конца, то появляется риск, что они просто перестанут смотреть.

Мы постоянно слышим о росте телевизионных рейтингов, однако Формуле 1 стоит позаботиться о том, чтобы она не превратилась в цирк.

Текст: . Источник: The Race
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё