Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор телеканала Sky Sports, подвёл основные итоги Гран При Сингапура, где Серхио Перес одержал уверенную победу.
Это была типичная сингапурская гонка – как всегда, странная, но тем не менее очень интересная. И, как всегда, было странно ужинать в два ночи, ложиться спать в 6 утра, а на работу собираться в три пополудни. В основном программа уик-энда была смещена на вечернее время, но каждый день на несколько часов мы заставали и солнечный свет.
Но главные события во все три дня уик-энда происходили при свете прожекторов, поэтому трасса и пит-лейн выглядели как-то особенно драматично, и было приятно вернуться сюда после трёх лет вынужденного отсутствия.
Учитывая географические и климатические особенности этих мест, даже удивительно, что во время 12-ти предыдущих Гран При Сингапура работа на трассе редко сопровождалась дождём, но на этот раз именно такие погодные условия предопределили исход квалификации и гонки.
Поскольку по вечерам солнечный свет уже не может помочь сушить поверхность асфальта, а высокая влажность сводит на нет тот факт, что температура трассы приближалась к 30 градусам, то покрытие долго оставалось сырым, особенно на тех участках, где оно было обновлено.
Похоже, мы почти всё время находились в ситуации, когда для промежуточных шин было уже слишком сухо, а для сликов всё ещё слишком мокро, особенно за пределами гоночной траектории и в зонах торможения. А тем, кто решил рискнуть и слишком рано перешёл на слики, пришлось за это расплачиваться.
За час квалификации время прохождения круга на промежуточной резине, когда трасса ещё была довольно мокрой, примерно с 1 мин. 54 сек. сократилось лишь до 1:49,412 – с таким результатом Шарль Леклер завоевал поул, когда трасса в основном подсохла.
Правда, поул должен был достаться Максу Ферстаппену, но он оставался на трассе значительную часть времени из тех 12 минут, что длится финальная сессия, и это привело к тому, что ему пришлось прервать последнюю попытку за два поворота до конца круга, чтобы в баке машины осталось достаточно топлива для обязательной технической инспекции FIA.
Отдайте такое распоряжение лидеру чемпионата, и он выскажется в адрес команды, не выбирая выражений. За внешним спокойствием и невозмутимостью, которые Макс демонстрирует в 2022 году, по-прежнему скрывается его горячий нрав, но в ситуации, когда он всего в шаге от второго титула, его эмоции лишь говорят о том, как сильно он переживает из-за упущенного поула и возможной победы, несмотря на всё доминирование, которого он добился вместе со своей командой.
Поул выиграл Шарль, хотя его машина явно скользила, и он блокировал колёса на всех торможениях, но ему эти ошибки обошлись не так дорого, как соперникам.
Многие с уверенностью прогнозировали, что риск дождя во время Гран При существенно снизился, однако за 75 минут до старта хлынул ливень. В Сингапуре давно привыкли к подобного рода осадкам, и там везде устроены системы дренажа, но всё равно нам пришлось ждать, пока грозовой фронт пройдёт, прежде чем был дан старт с 65-минутной задержкой.
Но приходится задаваться вопросом, для чего Формула 1 таскает с собой по всему миру шины для сильного дождя, если они всё равно никогда не используются, когда на трассе есть стоячая вода.
Как только гонка стартовала, Серхио Пересу, начинавшему её из первого ряда, удалось добиться, что ведущие колёса его RBR18 хорошо держали трассу на всей дистанции разгона, и к 1-му повороту он уже вышел в лидеры. Как потом выяснилось, это и предрешило судьбу победы.
В следующие два часа Серхио пилотировал с впечатляющей уверенностью. Ему удалось найти правильный подход к трассе, где высок риск врезаться в стену, к тому же гонка постоянно прерывалась введением режима виртуального сейфти-кара и появлением реального автомобиля безопасности. При этом в зеркалах машины мексиканца всё время маячила красная Ferrari Леклера, который был настроен очень решительно.
Где ещё в течение двух часов ваша психологическая стойкость и физическая подготовка проходят столь же суровую проверку, да ещё на фоне постоянного риска?
Серхио очень повезло, что он получил лишь один 5-секундный штраф за то, что не соблюдал дистанцию в 10 корпусов машины, когда ехал за автомобилем безопасности. Вероятно, он смог убедить стюардов, объяснив это непрогретой резиной и сложными условиями.
В общем, после финиша прошло довольно много времени, когда его победа была подтверждена – это достижение украсило бы послужной список любого гонщика Формулы 1, ведь успех был добыт в результате острой борьбы, потребовавшей максимального напряжения сил.
Так получилось, что в нескольких предыдущих гонках Серхио был почти незаметен, но в сложнейших условиях он проявил себя зрелым профессионалом, который умеет действовать спокойно и продуманно.
А Леклер в очередной раз испытал горечь поражения, хотя стартовал с поула. Но небольшая пробуксовка ведущих колёс, допущенная на старте, а затем и заминка во время пит-стопа не позволили ему опередить Переса.
Оба гонщика Ferrari поднялись на подиум, но Карлос Сайнс был расстроен не меньше напарника, поскольку всю гонку у него были проблемы с темпом. Ферстаппен на этот раз не претендовал на победу, поскольку застрял в трафике, и по ходу Гран При ему пришлось пережить всевозможные приключения.
Во время тренировок я следил за событиями на трассе, находясь в одном из поворотов, и видел, что хотя гонщики Mercedes показывали неплохой темп, Льюису Хэмилтону и Джорджу Расселлу приходилось больше напрягаться за рулём, в частности, по сравнению с Леклером и Сайнсом, чьи Ferrari смотрелись довольно стабильно и уверенно.
В гонке это подтвердилось. Джордж стартовал с пит-лейн и по ходу Гран При попадал в разные переделки, когда ему не удавалось избегать контактов с машинами соперников. Он первым перешёл на слики, и это лишь помогло определиться остальным, поскольку все увидели, что у него большие проблемы. В итоге он финишировал последним из 14 гонщиков, которым удалось проехать всю дистанцию, и, конечно, был очень расстроен.
Льюису повезло ненамного больше; он ехал девятым после того, как слишком поздно затормозил перед 7-м поворотом и ткнулся в барьеры, вместо того, чтобы воспользоваться зоной вылета. Затем он попытался опередить Себастьяна Феттеля перед 8-м поворотом, хотя ехал по мокрой части трассы, но лишь пропустил вперёд Ферстаппена.
У Макса тоже были проблемы на торможении перед 7-м поворотом, после чего ему всю дорогу, на протяжении всех двух часов гонки, пришлось отыгрываться.
Ни одна из двух машин Alpine не смогла добраться до финиша из-за проблем с силовой установкой, что позволило Ландо Норрису и Даниэлю Риккардо занять 4-е и 5-е места, а McLaren – подняться на 4-ю строчку Кубка конструкторов. Ландо прекрасно провёл гонку, хотя ему, конечно, повезло с автомобилем безопасности – как и его напарнику.
Гонщики Aston Martin финишировали шестым (Лэнс Стролл) и восьмым (Себастьян Феттель) – это очень неплохой результат и для них, и для команды, благодаря чему она переместилась сразу на седьмую строчку Кубка конструкторов.
Как всегда, Гран При прошёл по захватывающему сценарию благодаря переменчивой погоде, и я восхищаюсь гонщиками, которые смогли справиться со всеми сложностями, пилотируя свои чрезвычайно быстрые и мощные машины.