Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sport F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Австрии…
Гран При Австрии подарил нам ещё одну интересную гонку в этом длинном сезоне из 22 этапов, половина из которых уже позади.
Субботний спринт получился не особенно увлекательным, но всё же на мой взгляд был интереснее свободных заездов и дал возможность Серхио Пересу отыграться после серьёзного штрафа, полученного после квалификации. И наоборот, не стартовавшему в спринте Фернандо Алонсо пришлось начинать гонку последним, зато он получил возможность обеспечить себе резерв элементов силовых установок без дальнейших штрафов.
Спринты добавили элемент риска и непредсказуемости без дополнительных искусственных мер, вроде балласта или реверсивного старта. Это вполне актуально сейчас, когда машины позволяют легче преследовать и обгонять, за исключением трассы в Монако, где скорее всего никогда не будет спринтерских гонок. Нравятся вам спринты или нет, в следующем году мы увидим шесть таких уик-эндов – четверть из ожидаемых 24-х Гран При.
Макс Ферстаппен уверенно выиграл спринт, подтвердив наметившееся в последние годы доминирование Red Bull на домашней трассе. Шарль Леклер финишировал вторым, но был уверен, что в воскресенье сможет навязать борьбу Максу. Похоже, в субботу он верил в это один, но в воскресенье доказал свою правоту.
В гонке Ferrari Леклера и Сайнса лучше работали с резиной и были быстрее Ферстаппена, что позволило им проехать вдвое большую дистанцию на стартовом комплекте шин Medium. Макс честно и чисто оборонялся, показав себя настоящим профессионалом. В этом году он почти всегда действует так, хотя в Сильверстоуне весьма жёстко отбивал атаки Мика Шумахера. Я помню, как в прошлом году в Джидде заметил, что удивительное наследие Михаэля Шумахера и, в некоторой степени, Айртона Сенны, отчасти испорчено грубой борьбой современных гонщиков – и что Максу стоило бы избегать такой репутации. Но будет интересно посмотреть, как он поведёт себя, если в борьбе за титул дойдет до настоящей драки.
Макс уверенно лидирует в чемпионате, опережая Шарля на 38 очков, но всё могло быть совсем иначе, если бы Ferrari избежала проблем с надёжностью в Испании и Азербайджане, или использовала лучшую стратегию в Монако и Великобритании.
Взрыв силовой установки у Сайнса привел к дорогостоящему пожару в наш век ограничения расходов. Победа в Сильверстоуне окрылила Сайнса, а в Шпильберге он был абсолютно убит, когда гарантированное как минимум второе место растаяло в дыму. Он понимает, что во второй половине сезона отстающая Ferrari будет близка к тому, чтобы прекратить борьбу между своими гонщиками. Это был очень болезненный и печальный момент для его шансов в чемпионате.
На последних кругах у Леклера возникли проблемы с педалью газа, возможно, ему стоило бы сохранить часть информации в тайне от дирекции гонки и Red Bull, но в итоге он абсолютно заслуженно победил.
Для Mercedes уик-энд получился непростым. В квалификации обе машины врезались в стену, на старте спринта Льюис откатился назад, а на старте основной гонки Расселл был оштрафован и был вынужден заменить переднее антикрыло. Несмотря на это, они финишировали третьим и четвертым – команда уверенно занимает третье место в Кубке конструкторов.
Я считаю наказание Расселла за контакт с Серхио Пересом в четвертом повороте слишком суровым. По ходу уик-энда я проехал десять кругов на своей Benetton F1 1992 года, и вспомнил о том, насколько 3, 4, 6 и 9-й повороты слепые, узкие и требовательные. В начале гонки с полными баками топлива и с непрогретыми передними шинами вы всегда будете чувствовать недостаточную поворачиваемость в 4-м повороте, а проезжать его по внешнему радиусу особенно рискованно с учётом сужающегося выхода.
Мне показалось, что Джордж сделал всё возможное, чтобы забраться на поребрик внутри поворота, оставив Серхио максимум места, да и за машиной Переса в момент столкновения ещё было пространство.
45 минут спустя в схожих обстоятельствах Себастьяна Феттеля развернуло после контакта с Пьером Гасли, и в этом случае я считаю штраф справедливым – Себастьян физически не мог оставить Пьеру больше места.
В судействе многое зависит от интерпретации. В Сильверстоуне стюарды многое прощали, широко применяя мантру «пусть гоняются», а неделю спустя строго придерживались регламента.
На самом деле, я полностью поддерживаю строгость судейства – и готов объяснить. Было много шуток по поводу того, что в гонке FIA зафиксировала 43 случая нарушения пределов трассы в первом, девятом и десятом поворотах (восьмой поворот, где Переса наказали в квалификации, не был упомянут). Но по ходу 71 круга гонки двадцать машин могут проехать эти три поворота до 4260 раз, так что 43 нарушения – это не много.
Популярные фразы: «если бы так не было быстрее, они бы не выезжали» и «если бы вместо линий были барьеры, они бы в них не врезались» по-прежнему применимы. С одной стороны, гонщикам, выглядывающим из-за высоких бортов кокпита этих очень больших машин, через Halo и странные обтекатели передних колес на скорости 250 км/час, порой сложно определить, остались ли шины на краю белой линии или полностью за неё выехали. С другой, мастерство и точность должны вознаграждаться, а если вы не можете удержать машину полностью на трассе, оставьте запас.
Это же касается закрытого парка. Вопрос с нарушением правил гонщиками первой тройки стюарды обсуждали после финиша. Он потому и закрытый, что до тех пор, пока машины не проверены, а гонщики не прошли взвешивание, никто не может там находиться.
Всем очевидно, что если ваша машина на миллиметр шире или на грамм легче, чем предписано регламентом, вас тут же дисквалифицируют. И если в FIA нацелены на ужесточение соблюдения всех правил, я это поддерживаю. Если правила применяются последовательно, и у Формулы 1 есть ресурсы, чтобы чётко определять подобного рода нарушения, это хорошо и для спорта, и для болельщиков.
До Канады Мик Шумахер казался неплохим гонщиком, старательным, но разбившим слишком много машин. После непростых разговоров на эту тему с руководителем команды Гюнтером Штайнером он словно ожил и сейчас выглядит гораздо более уверенным в себе. В любом спорте всё зависит прежде всего от того, что у вас в голове.