88 лет назад в Монако прошла первая квалификация

Постер Гран При Монако 1933 года

В этот уик-энд в Монако вновь ревут моторы: легендарная трасса принимает Grand Prix Historique – гонки на исторических машинах разных лет выпуска, и это по-своему символично.

Впервые соревнования, называвшиеся Гран При Монако, прошли по улицам средиземноморского княжества 14 апреля 1929 года, задолго до того, как появилось само понятие «Формула 1». Но 23 апреля 1933-го, когда этот Гран При проводился в пятый раз, впервые в формат соревнований была включена квалификация, победитель которой получал право стартовать с поула в гонке. До этого порядок старта определялся жеребьёвкой.

Тот Гран При вошёл в историю европейского автоспорта как одна из самых интересных гонок предвоенного периода. За победу в нём спорили два знаменитых итальянца – Тацио Нуволари и Акилле Варци. Нуволари выступал за заводскую команду Alfa Romeo, гонщики которой получили машины 8C Monza с 2,6-литровыми двигателями повышенной мощности, а Варци стартовал на новейшей Bugatti Tip 51, мотор которой был несколько меньшего рабочего объёма и, соответственно, слабее.

Впрочем, это не помешало ему выиграть квалификацию – мощность мотора в Монако никогда не была решающим фактором. Нуволари стартовал четвёртым.

Вот как рассказывал об этих гонщиках Пьеро Таруффи, ещё один весьма известный представитель итальянского автоспорта, кстати, победитель уже послевоенного Гран При Швейцарии 1952 года.

«Они обладали абсолютно разными темпераментами и манерой вождения, но как гонщики не уступали друг другу, – вспоминал он. – Нуволари был настоящим автоакробатом, мастером езды на пределе возможностей; Варци же был точен в движениях, как автомат.

Яркая манера вождения Нуволари вызвала восторг публики, холодная рассудочная езда Варци, напротив, оставляла зрителей равнодушными. При этом настоящие эксперты никак не могли прийти к выводу, кто из этих двоих лучше».

Уже через четыре круга Нуволари опередил Варци, после чего между ними началась настоящая дуэль, продолжавшаяся почти до самого финиша.

Процитируем отрывок из книги британского журналиста Ричарда Уильямса «Жизнь Энцо Феррари» (издательство «Яуза», 2003 год): «На протяжении девяноста девяти кругов из ста красная Alfa и голубая Bugatti, мчась по извилистым улицам, попеременно обходили друг друга, вновь и вновь атаковали или ехали рядом, словно привязанные…

Когда до финиша более чем трёхчасовой гонки оставалось пять кругов, Нуволари почувствовал, что мотор его машины начинает сдавать. Варци обошёл его и вырвался вперёд. Но потом, когда начался крутой подъём, Нуволари умудрился проскочить мимо Варци на площадь у казино, и когда они пошли на сотый круг, Тацио по-прежнему был впереди.

Теперь настала очередь Варци атаковать, и когда он начал обходить Нуволари, тот выжал педаль газа до упора, но в это мгновение из-под капота Alfa вырвались яркие языки пламени. Нуволари остановил машину, как бешеный выскочил из кабины и стал толкать свою 8C к финишу.

К нему на помощь, хотя это было против правил, пришёл механик, и они стали толкать машину вместе. Однако их движение к финишу было остановлено появлением маршалов, начавших с помощью огнетушителей борьбу с огнём.

Варци, который не поднимался на верхнюю ступень подиума уже больше года, был на седьмом небе от счастья…»

Довоенная машина Bugatti на улицах Монако в этот уик-энд, фото Автоклуба Монако

В общем, Акилле Варци, обладатель первого в истории поула, праздновал победу, Баконин Борцаккини, напарник Нуволари, занял второе место, Рене Дрейфус, напарник Варци – третье.

Кстати, заводская команда Alfa Romeo уже тогда называлась Scuderia Ferrari. Стоит также отметить, что Нуволари теоретически мог занять четвёртое место, но был дисквалифицирован именно за то, что механик помог ему толкать машину.

Вот так драматично сложилась гонка, которой предшествовала самая первая квалификация. До Гран При Великобритании 1950 года, с которого ведёт отсчёт история Формулы 1, оставалось ещё 17 лет, из которых шесть были омрачены Второй мировой войной.

Герои Гран При Монако 1933 года в гонках новой эпохи уже не участвовали: Варци разбился насмерть в 1948-м на тренировке перед Гран При Швейцарии, а Нуволари ушёл из жизни в 1953-м в возрасте 60 лет от сердечного приступа.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё