Гран При Азербайджана: Стратегический обзор

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Азербайджана…

Гран При Азербайджана в этом году получился богатым на события, и хотя трём гонщикам, поднявшимся в итоге на подиум, пришлось пройти через разные испытания, темы для разговоров о стратегии не вполне очевидны.

В прошлом году все были удивлены очень небольшим количеством инцидентов в гонке на сложной уличной трассе, окруженной стенами. Многие были уверены, что без выездов автомобиля безопасности и остановки гонки красными флагами не обойдётся – а это напрямую повлияло бы на стратегию, но тогда гонка прошла относительно спокойно.

В 2017-м автомобиль безопасности выезжал трижды, гонку останавливали красными флагами, трое потенциальных победителей упустили свой шанс (Хэмилтон, Феттель и Перес), а ещё одного подвёл мотор (Ферстаппен).

Эффективное программное обеспечение, моделирующее разные варианты развития событий, помогало командам принимать верные решения по ходу гонки. Как только происходил инцидент, они оценивали вероятность выезда автомобиля безопасности, появления красных флагов, вылетов машины на холодной резине и множества других потенциальных рисков.

Трасса в Баку уникальна тем, что вам приходится гораздо больше времени проводить за оценкой рисков, чем следить за износом шин. В этом обзоре мы проанализируем развитие событий и путь к подиуму трёх гонщиков.

Ожидания перед гонкой

Этап в Баку был ещё одним в этом году, где выбор шин не соответствовал конфигурации трассы и характеристикам асфальта. Самым мягким составом на этот раз был SuperSoft, но шины почти не изнашивались – на одном комплекте можно было спокойно проехать всю гонку. Таким образом, главный элемент стратегии был исключён, и команды переключились на оценку рисков.

Расчёты показывали, что простая стратегия с одним пит-стопом – стартом на SuperSoft и переходом на Soft в районе 24 круга – оптимальна для бакинской гонки. Если бы командам был доступен состав UltraSoft, тогда стратегия могла стать более интересной, а принимать решения было бы сложнее.

Быстро стало понятно, что с шинами связана другая проблема. Позади автомобиля безопасности они быстро остывали и на рестарте не обеспечивали нужного сцепления. Гонщики не чувствовали уверенности, что обострило борьбу – Даниэль Риккардо на рестарте отыграл несколько позиций, что в итоге и позволило ему выиграть гонку.

Интересно, что в Sauber использовали возможность провести пит-стоп, чтобы поставить перед рестартом резину, прогретую в термочехлах до более чем сотни градусов, когда температура шин на других машинах едва доходила до пятидесяти. В итоге Паскаль Верляйн заработал очко, а мог и добиться большего, если бы не остановка гонки красными флагами.

Решение Sauber было разумным, но вынужденным. Оценка рисков показывала высокую вероятность скольжения машин по трассе на холодной резине. Подобная ситуация порой возникает в Монако, где при продолжительных отрезках за автомобилем безопасности температура шин опускается ниже критического уровня.

Секретное оружие Даниэля Риккардо

У Даниэля Риккардо было сразу два козыря, кроме его собственной изобретательности и нацеленности на борьбу. У Риккардо были свежие комплекты шин SuperSoft, а шасси Red Bull позволяет быстро прогревать резину.

Свежие комплекты шин остались у Риккардо потому, что в квалификации он попал в аварию. Он не использовал их в субботу, но смог использовать в воскресенье, получив небольшое преимущество, когда уже на пятом круге ему пришлось заехать в боксы, чтобы механики очистили воздухозаборники тормозов от попавших в них обломков Ferrari. В тот момент в Red Bull перевели его на Soft, потом выехал автомобиль безопасности, и Риккардо получил свежий комплект более быстрых шин SuperSoft.

Он потерял это преимущество, когда гонку остановили красными флагами и все смогли без потери времени перейти на SuperSoft, но и на этот отрезок у Риккардо был свежий комплект, а Стролл и Масса, которых он обогнал, получили прикатанную резину.

Способность шасси Red Bull эффективно прогревать резину помогла Даниэлю на рестарте опередить гонщиков Williams, которые боролись друг с другом и не думали об обороне.

Боттас и Стролл – два разных пути на подиум

Неоднократные выезды автомобиля безопасности очень помогли Валттери Боттасу финишировать вторым после инцидента с Кими Райкконеном на первом круге, когда после вынужденного визита в боксы он проигрывал всем круг.

Стратеги Williams, работающие со Строллом, не стали менять ему шины на том же круге, когда выехал автомобиль безопасности, они оценили риск и поменяли резину кругом позже. Почему они так поступили?

Стролл ехал в 4,8 секундах позади Массы и проезжал 14-й поворот, когда выехал автомобиль безопасности. Обслужить одновременно обоих пилотов на одном круге, без риска потери времени гонщиком, ехавшим вторым, было сложно, и в Williams решили провести пит-стопы на разных кругах.

Масса свернул в боксы, а Лэнс поехал дальше. К счастью, у него был большой отрыв от Магнуссена и Риккардо, поэтому он не потерял позицию, что иногда происходит.

Когда объявляется выезд автомобиля безопасности, на двух первых кругах нужно двигаться с заранее определённой сниженной скоростью – как в случае виртуальной машины безопасности. Потом автомобиль безопасности «подбирает» лидера, и на третьем круге пелотон несколько ускоряется – при отложенном пит-стопе в данном случае можно многое потерять.

По ходу уик-энда Стролл чувствовал себя уверенно, не допускал ошибок, не врезался в стены и показывал время на круге, соответствующее возможностям машины. Как только соперников перед ним не стало, и появилась возможность подняться на подиум, Лэнс чисто проехал оставшиеся круги и упустил второе место только потому, что Боттас на Mercedes имел серьёзное преимущество в скорости. Если бы гонка продолжалась ещё несколько кругов, Боттас мог опередить и Риккардо.

Валттери допустил ошибку в начале гонки, когда широко зашел в поворот и зацепил машину Райкконена, но потом блестяще отыгрался. Возможность вернуться в один круг с лидером за автомобилем безопасности дала Валттери шанс добиться успеха – это правило часто позитивно влияет на зрелищность.

В Force India вновь упускают шанс

Недавно мы обсуждали упущенный Force India подиум в Канаде, который был возможен даже без использования командной тактики – в команде просто не просчитали этот вариант. В Баку они могли добиться гораздо большего, если бы гонщики не врезались друг в друга.

Хорошо, что в команде столь сильный состав, а молодой Эстебан Окон способен прессинговать опытного Серхио Переса, но подобные инциденты недопустимы и очень болезненны для команды, ведь в итоге на подиум поднялся гонщик Williams – команды, с которой они ведут борьбу в Кубке конструкторов.

Если после Канады команде пришлось просто поговорить с Пересом и Оконом, то в Баку Эстебан, отлично выступающий в этом году, немного перестарался. Ему обязательно напомнят об обязанностях перед командой, обратят на это внимание и его покровители из Mercedes, для которых приоритеты команды всегда важнее всего остального.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё