Джеймс Аллен о проблемах обгонов… и не только

Перед стартом Гран При Австралии

Британский эксперт Джеймс Аллен подвёл итоги первой гонки сезона…

Уик-энд в Мельбурне оказался весьма позитивным для Формулы 1, но продемонстрировал очевидную проблему – ещё большие сложности при обгоне. По ходу гонки произошло всего 5 обгонов против 37 в прошлом году. Причина в том, что эффективность аэродинамики машин серьёзно снижается, когда вы подбираетесь к сопернику на дистанцию атаки. И с этим по ходу сезона ничего не сделать.

Шинный фактор

Многие считают, что нужно заставить Pirelli пересмотреть выбор составов и привозить на этапы самые мягкие шины, чтобы увеличить число переменных. К примеру, для Гран При Испании шинники анонсировали Soft, Medium и Hard. Очевидно, что состав Hard никто использовать не будет, для гонки все вынужденно выберут одинаковую стратегию, так что в итоге мы увидим скучную процессию. Но если бы шинники изменили свой выбор и привезли более мягкие составы, ситуация могла быть другой.

На предсезонных тестах Валттери Боттас проехал на самом мягком составе UltraSoft более двадцати кругов в Барселоне. Очевидно, этот состав не вполне оправдывает своё название. В прошлом гонщики жаловались, что шины Pirelli быстро изнашиваются и не позволяют атаковать. Шинники прислушались к их пожеланиям, в итоге пострадал спорт, ведь прежде за счёт износа резины и появлялась разница в скорости, позволявшая обгонять на разных стадиях гонки.

Гонщики довольны, им нравится пилотировать быстрые новые машины, но пострадала зрелищность. Пострадали и все команды, уступающие первой тройке – у них больше нет возможности навязать борьбу лидерам за счёт более агрессивного подхода к стратегии. Шины с низким износом ещё больше увеличили преимущество топ-команд.

Поскольку новые шины Pirelli изнашиваются гораздо медленнее, а разница в скорости между составами стала меньшей, выбор разных составов больше не приносит преимущества. Мы видели, как потеря темпа на длинной дистанции на некоторых составах оказалась меньшей, чем полсекунды, хотя год назад шины после такого отрезка были бы уже на пять секунд медленнее. И прежде эта разница в скорости позволяла гонщикам обгонять, если их соперник использовал иную стратегию.

Отставание команд средней группы

Смена регламента ещё больше увеличила отрыв топ-команд от средней группы. В воскресенье разница между финишировавшим пятым Максом Ферстаппеном и шестым Фелипе Массой была огромной – 55 секунд, по секунде на круге.

Грожан за рулём Haas F1 квалифицировался шестым в Мельбурне, уступив Mercedes 2,6% времени – в прошлом году результаты были гораздо более плотными и с таким отставанием он был бы не шестым, а 14-м. Ситуация с относительной конкурентоспособностью команд в Альберт-парке напомнила начало 1990-х. Именно эта задача – уменьшение разницы в скорости машин и обострение борьбы – должна быть приоритетной для Росса Брауна при составлении нового регламента.

Сейчас ситуация такова, что за двенадцать кругов гонщики ведущих команд отрываются так далеко, что могут провести лишний пит-стоп без потери позиции относительно команд средней группы, которым просто нечего им противопоставить. Сложно представить, чтобы в этом году, скажем, Серхио Перес, за счёт умной стратегии или риска во время выезда автомобиля безопасности, смог бы подняться на подиум. Сегодняшняя Формула 1 – это гонка машин в классе А и гонка в классе В. И так будет по ходу сезона.

Очень беспокоит зависимость спорта от прогресса машин Mercedes и Ferrari по ходу сезона. Все ждут, что к их борьбе присоединится и Red Bull Racing, когда они решат несколько проблем с аэродинамикой и силовой установкой – они рассчитывают это сделать к этапу в Сочи или Барселоне.

В сезоне 2017 года мы увидим самую серьёзную «гонку вооружений» в истории Формулы 1 – из-за весьма свободного регламента на аэродинамику и отмены системы условных баллов при доработке силовых установок. И если в этой ситуации одна из топ-команд получит преимущество, скажем, новая версия мотора Mercedes начиная с Гран При Испании принесёт им полсекунды преимущества над Ferrari, то зрители вновь заскучают. В этом случае Россу Брауну и FIA придётся вмешаться, предложив какое-то краткосрочное решение в интересах спорта.

Проблема с обгонами

В конце прошлого года многие говорили, что в условиях нового регламента возмущённый воздушный поток позади машин 2017 года, имеющих большую прижимную силу, чем прежде, ещё больше осложнит обгоны. При большей прижимной силе и тормозной путь стал короче, что ограничивает возможность атаки на торможении.

Поводом для смены регламента было желание осложнить гонщикам жизнь за рулём – многие говорили, что управлять машинами стало слишком просто, а когда 17-летний Макс Ферстаппен не испытал с этим никаких проблем, гонщики старшего поколения приуныли.

Ещё одной причиной было желание получить шины, позволяющие гонщикам атаковать на дистанции как во времена Bridgestone и Michelin. Но и тогда обгоны становились следствием разного количества топлива в баках и разницы в эффективности шин двух производителей. С сегодняшней резиной, которая почти не изнашивается, машины будут квалифицироваться и занимать позиции в гонке, в большинстве случаев, по своей скорости.

В Мельбурне всегда было сложно обгонять – там нет длинных прямых, тормозные пути короткие, а трасса окружена барьерами. Максимальная скорость машины Фернандо Алонсо составляла всего 290 км/ч из-за недостаточной мощности мотора Honda, но он большую часть дистанции уверенно удерживал позади Эстебана Окона, у которого максимальная скорость достигала 317 км/ч.

Чего ждать в Китае

В Китае такой проблемы не будет. Длинная 1170-метровая прямая и система DRS, которая в этом году работает эффективнее – разница в скорости машин будет доходить до 20 км/ч, что позволит обгонять. В прошлом году по ходу гонки в Шанхае произошло 28 обгонов, из которых 16 – на прямой DRS. Мы ожидаем увидеть столько же или даже больше обгонов в предстоящей гонке.

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё