Джон Сёртиз – идеалист, не умевший приспосабливаться

Джон Сёртиз

Гоночный мир скорбит по Джону Сёртизу, о кончине которого стало известно 10 марта. Британский журналист Марк Хьюз вспоминает этого незаурядного человека, единственного, кому удалось стать чемпионом мира как в мото-, так и в автогонках, и это достижение вряд ли кто-то сможет повторить.

Хотя достижениям Джона Сёртиза, чемпиона мира 1964 года и победителя шести Гран При, мог бы позавидовать любой, статистика не отражает масштаб его личности и дарования. На его пути возникали разного рода препятствия, помешавшие добиться большего. Можно вспомнить и его чрезвычайно независимую натуру, и свод принципов, которым он никогда не изменял – всё это осложняло ему жизнь, ведь в Формуле 1 часто берёт верх политика. Сёртиз не умел приспосабливаться, из-за чего ему пришлось уйти из Lotus, а затем из Ferrari, и в обоих случаях он испытал серьёзную обиду. После того, как он расстался с этими командами, ему было сложно добиться результатов, соответствовавших его таланту.

Как человек в последние годы он был очень славным, общительным и дружелюбным и с готовностью признавал прошлые ошибки.

«Вместо того, чтобы создавать с нуля собственную команду, мне, наверное, стоило сказать Колину Чэпмэну: "Послушай, давай забудем прошлое", – сказал Джон Сёртиз в одном из интервью пару лет назад. – И тогда я мог бы сосредоточиться только на гонках. Но я всегда брался за новые проекты, принимал новые вызовы. Пожалуй, во мне было слишком много энтузиазма».

А ещё он был идеалистом. Например, ему хотелось сделать Ferrari более интернациональной командой, и, опережая время, он пытался привлечь в неё талантливых британских специалистов. Он даже получил на это благословение Энцо Феррари, разрешившего Джону выступать в США за рулём спорткара Lola. Но в конце 1965 года поломка подвески на той машине привела к тяжелейшей аварии, едва не унесшей его жизнь.

Через несколько месяцев механики Скудерии буквально с помощью крана опустили Сёртиза в кокпит новой Ferrari. А потом аплодировали ему стоя, когда на тестах он поехал так же быстро, как и до аварии. Впрочем, он всегда ездил быстро. Настолько быстро и агрессивно, что в своё время, когда Джон только перешёл в Формулу 1 из мотогонок, его стиль пилотирования произвёл впечатление даже на Стирлинга Мосса.

«Он пытался использовать любые возможности для атаки, даже такие, на которые я просто не обращал внимания», – вспоминал Мосс в своей автобиографической книге.

Вообще-то Сёртиз не собирался уходить из мотоспорта. Так получилось, и отчасти в этом виновато всё то же его упрямство. В 1959 году в MV Agusta ему не разрешили участвовать в гонках на его же собственном мотоцикле в перерывах между выступлениями за эту команду. И тут Майк Хоторн, британский чемпион мира 1958 года, предложил Сёртизу попробовать сесть за руль гоночной машины, «потому что на ней сложнее перевернуться». Джон понял, что контракт с MV Agusta запрещал ему выступать за другие команды в мотогонках, а про автомобили там ничего не было сказано…

И вот тут оказалось, что он обладает уникальным талантом: в самой первой попытке за рулём спорткара Aston Martin он проехал по трассе в Гудвуде быстрее, чем кто-либо до него, включая Мосса, в те времена лучшего пилота Великобритании…

Его официальным дебютом на четырёх колёсах стала гонка Формулы Junior, проходившая в Гудвуде в 1960 году. Он выступал на машине Cooper-BMC команды Кена Тиррелла. Это также была лишь вторая гонка Джима Кларка за заводскую команду Lotus, но Сёртиз его опередил в квалификации и завоевал поул… В том же году Джон дебютировал в Формуле 1 в составе Lotus и финишировал вторым в Сильверстоуне уже в своём втором Гран При. А в третьем лидировал, стартовав с поула, но не добрался до финиша из-за технических проблем…

Руководитель Lotus Колин Чэпмэн предложил ему не только контракт, но и возможность самому выбрать напарника. Было два варианта – либо Джим Кларк, либо Иннес Айрленд. Сёртиз выбрал Кларка, но Айрленд устроил истерику. Джона, который тогда ещё не чувствовал себя своим человеком в команде, это напугало и расстроило, и он решил уйти из Lotus. А ведь Чэпмэн в том 1960 году построил очень быструю машину…

В 1962-м Сёртиз не принял предложение Ferrari, считая, что ещё не готов. Энцо Феррари вновь обратился к нему через год, и Джон согласился, ведь за годы выступления за MV Agusta он полюбил Италию. У него сложились неплохие отношения с Коммендаторе, и в 1964-м он стал чемпионом мира. Но в Маранелло всегда были люди, стоявшие между Феррари и гонщиками, прежде всего потому, что Энцо почти не бывал на Гран При. Сёртиз совершенно не переносил Эудженио Драгони, менеджера команды, и в итоге вынужден был расстаться со Скудерией.

«Прошли годы, и Феррари мне сказал: "Мы не должны помнить плохие времена, будем помнить только хорошие". Я ответил, что совершенно с ним согласен. Мы оба тогда многое потеряли. В 1966-м я вполне мог завоевать титул, а после этого, вероятно, ещё парочку», – вспоминал потом Сёртиз.

Вместо этого он выступал за другие команды, а потом, когда вариантов больше не осталось, затеял собственный проект, Team Surtees. Однако стоит заметить, что по ходу сезона 1966 года он провёл семь гонок за Cooper, опередив Йохена Риндта и став вице-чемпионом. Счёт их квалификационных дуэлей был 6 : 1 в пользу Сёртиза, который также выиграл Гран При Мексики, финальную гонку сезона.

Джон Сёртиз за рулём машины его команды Team Surtees, 1971 год

Неисчерпаемый энтузиазм заставлял его руководить собственной командой и после завершения карьеры гонщика – так было вплоть до закрытия Team Surtees из-за финансовых трудностей. Но любовь к автоспорту у него осталась, и благодаря сыну Генри, позднему ребёнку, родившемуся в 1991-м, он получил возможность вернуться в паддок. Генри был талантливым парнем, но трагически погиб на трассе в Брэндс-Хэтч во время гонки Формулы 2 в 2009 году. Невозможно представить, что тогда испытал 75-летний отец, однако Джона Сёртиза это не сломило. Сила его характера проявилась в том, что он основал Фонд Генри Сёртиза, благотворительную организацию, помогающую гонщикам, получившим травмы…

Джон Сёртиз был великим гонщиком и великим человеком, обладавшим стальным, несгибаемым характером.

Текст: . Источник: Motorsport Magazin
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё