Марк Хьюз о проблемах Manor

Стивен Фитцпатрик, теперь уже бывший владелец команды Manor

Британский эксперт Марк Хьюз рассуждает о незавидной участи Manor, чьи шансы на продолжение участия в чемпионате, и без того небольшие, резко уменьшились в прошлую пятницу, когда агентство FRP Advisory объявило о прекращении деятельности команды.

Окончательный роспуск Manor ещё не подтверждён, поскольку остаётся вероятность, что кто-то может купить компанию Manor Grand Prix Racing, которой принадлежит право на участие в чемпионате мира 2017 года, и на этой основе создаст некую команду. Но тот коллектив, что базировался в Банбери, где работало более 200 человек, прекратил деятельность в прошлую пятницу. Два года назад команда уже была в схожей ситуации, но волшебным образом возродилась. Однако сейчас надежды на повторение чуда представляются призрачными.

За то время, что было в его распоряжении, владелец команды Стивен Фитцпатрик не смог найти покупателя, который бы согласился на его условия, и компания была закрыта. Разумеется, любой актив стоит ровно столько, сколько готов заплатить за него потенциальный покупатель, а когда Sauber выбила Manor из первой десятки, и та лишилась права на получение призовых, это её существенно обесценило.

Хотя страховые компании обычно покрывают издержки, связанные с трагическими инцидентами, такими как аварии Марии де Виллоты и Жюля Бьянки, сам факт, что команда ассоциируется с подобными историями, создаёт своего рода неопределённость, а это очень не нравится потенциальным инвесторам, несмотря на все гарантии и возмещение потерь.

Более того, остались неразрешёнными разногласия между командой и её бывшим владельцем Андреем Чеглаковым по поводу использования торговой марки Marussia в позапрошлом году, а это чревато дополнительными финансовыми осложнениями. Сами по себе подобные проблемы вряд ли бы отпугнули потенциального покупателя, однако они значительно снижают стоимость команды, как и явный дефицит спонсорской поддержки в 2017 году.

Предположение, что новые хозяева чемпионата, Liberty Media, якобы должны вмешаться, чтобы предотвратить потерю одной из команд, ведь это сократит до 20-ти число машин на стартовом поле, изначально было безосновательным. Отдача от этого представляется сомнительной, да и вообще не их это дело.

С одной стороны, можно рассуждать о несбалансированности системы распределения призовых, с другой – размер финансовых проблем команды намного превышает возможный размер таких выплат. Чтобы с ними разобраться, нужны суммы, сравнимые с теми, что получают команды первой пятёрки – понятно, что об этом не может быть и речи.

Первоочередная забота руководителей профессиональной гоночной команды в том, чтобы повышать её доходы, чтобы она могла и дальше выступать в гонках. Мало приобрести команду, рассчитывая, что она сохранит нормальную форму до того момента, как удастся её выгодно перепродать – нужно ещё постоянно увеличивать её доходы, и это то, чего не смогли добиться в Manor.

Было явное противоречие между уровнем доходов, необходимых для того, чтобы команда могла развиваться, и периодом времени, установленным Фитцпатриком, в течение которого он был готов вкладывать в неё деньги. К концу сезона это противоречие приобрело непреодолимый характер – скорее всего, это стало расплатой за стратегические ошибки в подходах.

Что же будет теперь? Внешние управляющие начнут распродавать имущество команды, чтобы по возможности расплатиться с кредиторами. Но если кто-то пожелает приобрести компанию, владеющую лицензией на участие в чемпионате, он может выкупить у FRP Advisory оборудование и пригласить персонал, необходимый для функционирования гоночной команды – всё это ещё может произойти.

Уже было обращение разрешить Manor переделать прошлогодние машины под требования технического регламента 2017, и даже получено принципиальное согласие. Два года назад надо было реструктурировать долги команды, её деятельность была приостановлена на несколько месяцев, многим сотрудникам пришлось искать работу, а значительная часть имущества была продана на аукционе. Сейчас ситуация иная, и возможности для спасения команды, казалось бы, более реальные, чем были в начале 2015 года. Это вовсе не означает, что спасение произойдёт, и чем дольше затягивается история с Manor, тем меньше шансов остаётся.

Текст: . Источник: Motorsport Magazin
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё