Макниш: Кто бы ни стал чемпионом, он достоин титула

Гонщики Mercedes Нико Росберг и Льюис Хэмилтон

Алан Макниш, бывший гонщик Формулы 1 и трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана», рассуждает о возможных сценариях, которых будут придерживаться претенденты на титул, а также вспоминает яркие эпизоды Гран При Мексики.

Льюис Хэмилтон делает всё, что в его силах, чтобы сохранить шансы на титул. Что ему ещё остаётся?

Две предыдущие гонки он выиграл, стартовав с поул-позиций, и если бы события в Мехико сложились немного иначе, он бы мог добиться перелома ситуации. Буквально пара сантиметров в ту или иную сторону – и машина Нико Росберга в первом же повороте могла получить серьёзные повреждения при столкновении с Red Bull Макса Ферстаппена.

А теперь Нико может стать чемпионом, если выиграет Гран При Бразилии. Тем не менее, это ещё не факт. Росберг всё точно просчитывает, и в его положении это самая правильная тактика. Его задача – одержать победу в чемпионате. Через полгода никто уже не будет вспоминать, что он выиграл титул, финишировав вторым в четырёх последних Гран При сезона. Детали никого не будут интересовать.

Хэмилтону здорово не повезло, его часто подводила техника Mercedes, но он и сам провёл пару неудачных уик-эндов и плохо стартовал в нескольких гонках.

Впрочем, у Росберга тоже случались проблемы на тренировках, да и слабые выступления были, например, в Монако. Тем не менее, кто бы ни стал чемпионом, он выиграет титул вполне заслуженно. А того, кому удастся одолеть Хэмилтона в борьбе на трассе за рулём точно такой же машины, однозначно стоит признать достойным чемпионом. Нельзя не заметить, что после прошлогодней неудачи в этом сезоне Нико приложил огромные усилия, прокладывая себе дорогу к титулу.

Но если чемпионом всё-таки станет Хэмилтон, это будет просто невероятное достижение. Так что Росбергу в Бразилии в следующий уик-энд надо быть начеку. Он понимает, что находится в одной победе от титула, и психологически ему всё труднее продолжать работать в привычном ключе, когда он каждую гонку воспринимал по отдельности. Чем ближе победа в чемпионате, тем сильнее ты нервничаешь.

Кроме того, я предполагаю, что в Интерлагосе могут очень сильно выступить гонщики Red Bull Racing. Мотористы Renault в последнее время добились значительного прогресса, а машина RB12 наверняка будет быстрой в поворотах извилистого второго сектора. Также нелишне вспомнить, что гонки в Сан-Паулу часто проходят довольно хаотично, не в последнюю очередь из-за переменчивой местной погоды.

Поэтому риск, что Росбергу не удастся финишировать вторым или третьим, чтобы не позволить Хэмилтону переломить ход событий, довольно велик. Хороший пример – Гран При Бразилии 2012 года, когда Себастьян Феттель едва не выбыл из борьбы после происшествия на первом круге гонки, однако смог вырвать титул буквально из рук Фернандо Алонсо, который финишировал вторым, но этого оказалось недостаточно.

Возвращаясь к Гран При Мексики, надо обратить внимание на возобновившуюся дискуссию о непоследовательности судейских решений. Многие, в том числе и Макс Ферстаппен, увидели противоречие в подходе стюардов к трактовке разных эпизодов гонки: на первом круге Хэмилтон срезал 1-й поворот по траве, и его не оштрафовали, а Ферстаппен был наказан за похожее деяние, совершённое незадолго до финиша.

Я был в роли третьего стюарда на нескольких Гран При. В том, как применялись правила в Мехико, никаких противоречий не было – гонщики и команды должны это понимать.

Начнём с того, что старт и первый круг рассматриваются не так, как вся остальная гонка. Это не значит, что всем всё прощается – Карлос Сайнс был оштрафован за то, что вытеснил Фернандо Алонсо на траву. За опасные действия и грубую езду надо наказывать.

Но к мелким инцидентам в самом начале Гран При стюарды относятся терпимо, просто потому, что на первом круге, когда все машины сосредоточены в одном месте, обстановка всегда более хаотичная.

В 1-м повороте Хэмилтон заблокировал колёса и выехал за пределы трассы, срезал по траве и вернулся уже во 2-м повороте. Его не стали штрафовать по нескольким причинам: это был самый первый круг, Льюис ни с кем не боролся, в одиночестве лидировал, а схватка за вторую позицию шла позади него. Кроме того, вернувшись на трассу, он сразу сбросил скорость.

Хэмилтон быстро сообразил и всё сделал правильно, и именно это обстоятельство оказалось самым важным доводом в глазах стюардов, ибо правила гласят, что гонщик не должен получить «продолжительного преимущества», оказавшись за пределами трассы.

После блокировки колёс на одной из шин Mercedes Хэмилтона образовалась проплешина, и для него это была рискованная ситуация, ведь из-за начавшихся вибраций страдал не только гонщик, но также могла разрушиться подвеска. Именно это произошло с Кими Райкконеном на Нюрбургринге в 2005 году: финн, выступавший тогда за McLaren, лидировал значительную часть дистанции, долго ехал на комплекте резины, где на одной из шин была проплешина, и на последнем круге подвеска не выдержала.

Теперь об эпизоде с Ферстаппеном. К 68-му кругу гонки шины Medium, на которых он ехал, уже порядком износились, а когда резина в таком состоянии, она быстрее остывает на длинных прямых – скорее всего, он заблокировал колёса именно из-за этого. В результате его машина оказалась за пределами трассы, он срезал поворот по обочине примерно в полуметре от той траектории, по которой проехал Хэмилтон на первом круге.

Мог ли Макс сразу вернуться на трассу? Почти однозначно, мог. Но тогда бы он как минимум потерял позицию по отношению к Феттелю, а также, наверное, пропустил бы вперёд и Риккардо. Проблема в том, что, проехав по траве, он получил то самое «продолжительное преимущество», отсюда и штраф.

Из-за того, что он отказался вернуть позицию Феттелю, Даниэль Риккардо получил возможность подготовиться и атаковать гонщика Ferrari на предпоследнем круге, поскольку Себастьяна несколько сдерживала скорость машины Ферстаппена.

Странно, что Феттель не стал смещаться внутрь 2-го поворота чуть раньше, чтобы перекрыть траекторию и заставить соперника уйти на внешний радиус. Тем более, после гонки он говорил, что знает манеру Риккардо, его склонность несколько переоценивать ситуацию и идти в атаку без колебаний и промедлений, как только на трассе появляется минимальный просвет.

Даниэль получил такой шанс, заняв внутреннюю траекторию как раз в тот момент, когда машины оказались в зоне торможения. И только тогда Себастьян начал смещаться влево, хотя манёвры на торможении по ходу сезона часто обсуждались на брифингах пилотов, в основном в контексте действий Ферстаппена.

Дополнительное разъяснение правил было сделано в дни Гран При США за неделю до Мексики, и FIA чётко разграничила, что считается приемлемым, что – нет: гонщик не должен менять направление движения в зоне торможения, чтобы его сопернику не пришлось маневрировать, избегая столкновения. Стоит ли удивляться, что в итоге всё закончилось штрафом. Стюарды успели вовремя вынести решение по Ферстаппену, вот только жаль, что Риккардо не смог подняться на подиум.

Кстати, Феттель избежал наказания за ругань в эфире – все слышали его излишне эмоциональные комментарии в адрес Чарли Уайтинга. Но он должен помнить, что теперь у него шесть штрафных баллов, а тот, кто за год наберёт 12 таких баллов, автоматически получает дисквалификацию на одну гонку.

Феттель, которого мы видим сейчас – уже не тот гонщик, который завоевал четыре титула подряд, и даже не тот, кто одержал три победы в прошлом сезоне.

Год был для Ferrari довольно сложным, так что повод для расстройства есть, и понятно, что сейчас команда из Маранелло испытывает жёсткий прессинг. Но, как ни странно, болельщики проголосовали за Феттеля, именно его выбрав «Гонщиком дня», но я подозреваю, что на публику произвел впечатление как раз тот самый взрыв эмоций…

Текст: . Источник: BBC Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё