Стратегический обзор: Гран При Малайзии

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Малайзии…

В Малайзии мы увидели одну из лучших гонок сезона: плотная борьба, эмоции Хэмилтона после взрыва мотора, интересная стратегическая дуэль Red Bull и Mercedes. Второй год подряд доминирующая по ходу сезона команда Mercedes не смогла выиграть в Малайзии. Нико Росберг откатился на 21-е место после стартовой аварии, а в Red Bull разделили стратегию гонщиков в надежде навязать борьбу Хэмилтону. Мы проанализируем эти решения и их влияние на результат.

Ожидания перед стартом

На новом асфальте с отличным сцеплением скорости заметно выросли, а время на круге приблизилось к рекордному. В Сепанге велика нагрузка на резину, но на тренировках команды обнаружили, что даже самый мягкий из предоставленных Pirelli составов способен выдержать относительно большую дистанцию.

Мало, кто считал возможной стратегию одного пит-стопа, но в командах рассматривали вариант с двумя отрезками на Soft и одним на Hard – этот состав гонщики были обязаны использовать на дистанции. Считалось, что Hard выдержит около 30 кругов или немногим больше.


В субботу в Red Bull сделали первый шаг в стратегической игре, сэкономив для каждого из гонщиков комплект шин Soft в первой сессии квалификации. Показав время на Medium, как и Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен потом выехал на Soft, но проехал на них всего один круг, так что они остались почти новыми для гонки. Риккардо в первой сессии на Soft не выезжал, у него этот комплект был совершенно новым, и в гонке этот фактор сыграл свою роль.

Риккардо против Ферстаппена

Могли ли в Red Bull надеяться опередить Хэмилтона без отказа мотора? До момента, когда гонщики перешли на Hard, ответ – да.

Но когда стало ясно, что в Mercedes быстры и на Hard, они изменили цели, решив сохранить второе и третье место – перед Росбергом и Райкконеном. При этом им пришлось иметь дело и с напряженным внутренним противостоянием – с борьбой Риккардо и Ферстаппена.

В ранней стадии гонки дважды объявлялся режим виртуальной машины безопасности, и во втором случае, на девятом круге, в Red Bull решили разделить стратегию гонщиков, поставив Ферстаппену другой комплект шин Soft. Это было сделано, чтобы осложнить Mercedes ответные действия.

В Mercedes не могли реагировать на два стратегических плана соперников стратегией одного Хэмилтона, ведь Росберг находился позади и в этой борьбе не участвовал. Если бы гонщики Mercedes ехали первым и вторым, они бы тоже использовали разную стратегию, чтобы обезопасить своё лидерство от прочих факторов – износа шин и возможных инцидентов.

В Red Bull в схожей ситуации в Барселоне рано сменили резину Риккардо – тогда он лидировал в гонке, и в итоге это стоило ему победы. В Малайзии они поступили наоборот, первым поменяв резину Ферстаппену, ехавшему позади напарника. Макс получил «почти новый» комплект Soft и быстро сократил отставание так, чтобы после своего пит-стопа Льюис оказался позади.

Хэмилтон перешел на Hard на 20 круге, Риккардо – кругом позже, и хотя Даниэль говорил команде по радио, что на этом комплекте можно доехать до финиша, в реальности обоим гонщикам нужен был ещё один пит-стоп, чтобы поставить Soft на последний отрезок.

Нет никаких сомнений в том, что стратегия Ферстаппена была оптимальной и заставила бы Хэмилтона провести ещё один пит-стоп, после которого Макс с большой вероятностью выигрывал гонку. Но Льюис сошел из-за отказа мотора.

Когда машина Хэмилтона замерла на трассе, в Red Bull позвали обоих пилотов в боксы – они имели преимущество в 30 секунд над Росбергом, позволявшее получить новые шины без потери позиции, обеспечив резерв скорости на последнем отрезке и обезопасив себя от возможного выезда автомобиля безопасности.

Риккардо получил сэкономленный в квалификации новый комплект Soft, а Ферстаппен должен был использовать один из тех, на которых он уже проехал три круга в квалификации – круг выезда, быстрый круг и круг возвращения. И преимущество свежего комплекта получил Риккардо.

Но самую интригующую фазу их борьбы мы увидели перед тем, как сгорел мотор Хэмилтона. Ферстаппен догнал Риккардо после пит-стопа Даниэля на 21-м круге, где австралиец получил комплект Hard на шесть кругов раньше молодого напарника. В тот момент Хэмилтон лидировал с преимуществом в 20 секунд и проезжал круги на секунду быстрее, чем Риккардо.

Можно было предположить, что в Red Bull сразу попросят Риккардо пропустить Ферстаппена без задержки, поскольку он ещё находился в «окне пит-стопа» Хэмилтона, уступая менее 24 секунд, в этом случае после пит-стопа Льюиса Макс оказался бы впереди.

Попросив гонщиков немедленно поменяться позициями, в Red Bull гарантировали бы лидерство для Макса, и Льюису пришлось бы на последнем отрезке гонки атаковать Ферстаппена на трассе в борьбе за лидерство. И хотя Риккардо говорил команде, что сможет доехать на шинах Hard до финиша, в реальности ему и Хэмилтону пришлось бы провести ещё один пит-стоп, так что шансов на победу в тот момент у Даниэля не было.

Но в Red Bull видели, что гонщики Mercedes очень быстры на шинах Hard, и понимали, что они вряд ли смогут переиграть Хэмилтона. И в тот момент в команде сменили подход, сосредоточившись на том, чтобы гарантировать себе второе и третье место, и не стали приказывать Риккардо немедленно пропустить Ферстаппена – поскольку они боролись не с Хэмилтоном, а друг с другом.

Это не помешало Ферстаппену настаивать по радио, чтобы Риккардо его пропустил. Мы не раз видели подобные просьбы в его исполнении ещё в Toro Rosso, когда он оказывался за машиной Карлоса Сайнса. Очевидно, что в будущем мы увидим несколько сложных моментов в борьбе гонщиков Red Bull Racing, когда будут звучать такие команды.

Анализ гонки свидетельствует о том, что Ферстаппен был быстрейшим из гонщиков Red Bull по ходу всего малайзийского уик-энда, и его стратегия была лучшей – вплоть до момента, когда у Хэмилтона сгорел мотор.

В Малайзии мы увидели, какие решения принимают команды, когда не предполагают, что могут выиграть гонку – и на этот раз эти решения сработали в пользу Риккардо. В команде чувствовали, что подвели его в Барселоне и Монако, и вернули долг. А сход Хэмилтона позволил Даниэлю одержать победу.

Но в ситуации, когда гонщики Red Bull Racing будут бороться за победу, возможно – в следующем сезоне, сомнений по поводу использования командных приказов в ситуации, когда это обеспечит лучшие шансы на борьбу с соперниками, быть не может. Будет интересно за этим понаблюдать.

Стратегия Алонсо и Боттаса, невезение Баттона

Валттери Боттас и гонщики McLaren дали ещё одну тему для обсуждения. Валттери отлично провёл гонку, реализовав стратегию одного пит-стопа Medium - Hard, которую мало кто считал возможной. Стратегам Williams стоило бы чаще подобным образом удивлять соперников.

Стартовав 11-м после неудачной квалификации, финн отлично справился со своей работой, сначала доехав на стартовом комплекте Medium до 29 круга, а потом на Hard до финиша, сохранив позицию впереди McLaren и Force India.

Из-за нового асфальта у стратегов команд не было точной уверенности в том, как же лучше использовать шины на дистанции. «В этот уик-энд нам приходилось реагировать по ситуации», - сказал мне один из них.

Гонка Фернандо Алонсо тоже была любопытной. Стартовав последним из-за штрафов за замену силовой установки, он уже в конце первого круга ехал 12-м. Испанец всегда умел отыгрываться на старте, а здесь это стало основой успешного выступления. Во время режима виртуальной машины безопасности на девятом круге он переключился на Hard, сэкономив примерно 10 секунд по сравнению с обычным пит-стопом во время гонки, а на втором пит-стопе опередил Хюлкенберга за счёт «подрезки», финишировав в итоге седьмым.

Баттон тоже хорошо стартовал, он ехал шестым на первом круге и боролся с Боттасом за пятое место, но не повезло – он провёл пит-стоп как раз перед тем, как из-за отказа мотора у Хэмилтона был объявлен режим виртуальной машины безопасности. Это позволило Алонсо и Хюлкенбергу получить преимущество за счёт более короткого пит-стопа, и вернуться на трассу перед Дженсоном.

Порой вы ничего не можете изменить, если удача не на вашей стороне, как бы хорошо вы ни планировали стратегию!

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё