70 лет со дня рождения Тома Уокиншоу

Том Уокиншоу

Ровно 70 лет назад, 14 августа 1946 года, в шотландском Молдсли родился Том Уокиншоу, впоследствии ставший основателем гоночной команды Tom Walkinshaw Racing (TWR) и одним из самых известных менеджеров в истории автоспорта. Однако менеджером он был не всегда – начинал свою карьеру в автоспорте Уокиншоу как гонщик, причём, достаточно успешный.

Том начал выступать в гонках в 1968 году на маленьком MG Midget. Затем он купил шасси Hawke и в 1969-м с первой попытки выиграл шотландский чемпионат Формулы Ford 1600. После этого Уокиншоу перешёл в Формулу 3, однако его выступления в этом классе закончились для него сломанными в Брэндс-Хэтч лодыжками. Оправившись от травм, Том попробовал продолжить выступления в гонках с открытыми колёсами, в частности выступая за Ecurie Ecosse на March 712M в Формуле 2 в 1971 году и за GRD - в двух последующих, однако без особого успеха.

Поняв, что достиг здесь своего потолка, Уокиншоу перешёл в кузовные гонки и уже в 1974 году выиграл британский чемпионат BTCC на Ford Capri! В 1975 году Том основал собственную команду, Tom Walkinshaw Racing, и заявился от неё в Чемпионат мира по гонкам на спортивных машинах на BMW 3.0 CSL. Он выиграл «6 часов Сильверстоуна», затем Tourist Trophy в Нортгемптоншире, однако примерно в те же годы он начал понимать, что как менеджер способен достичь большего, чем как гонщик.

В 1980 и 1981 годах TWR два раза подряд выиграла британский чемпионат BSCC – за рулём Mazda RX-7 сидел известный австралийский гонщик Уин Перси. В том же 1981-м Уокиншоу одержал одну из последних своих личных побед, выиграв знаменитую гонку «24 часа Спа». Впрочем, он повторит этот успех в 1984-м, но уже на другой машине – Jaguar.

Jaguar XJR9 команды TWR в 1988 году

Отношения TWR и Jaguar были длительными и более чем успешными. Начались они в 1982-м, и TWR фактически превратилась в заводскую команду знаменитой британской марки. На машинах Jaguar Уокиншоу и его гонщики (Том окончательно повесил шлем на гвоздь в 1986-м) одержали множество побед, становились победителями самых престижных чемпионатов, в том числе Чемпионата мира по гонкам спортпрототипов.

Две самые знаменитые победы TWR одержала в Ле-Мане в 1988 и 1990 годах. Первую команде Уокиншоу принесли Ян Ламмерс, Энди Уоллас, Джонни Дамфриз и Jaguar XJR-9, вторую – Мартин Брандл, Джон Нильсен, Прайс Кобб и Jaguar XJR-12.

Какое-то время после этого Уокиншоу также возглавлял Клуб британских гонщиков BRDC, но в мире Формулы 1 известен, прежде всего, благодаря работе в команде Benetton c 1991 по 1994 годы. Именно Том был тем человеком, что смог отобрать Михаэля Шумахера у Эдди Джордана после дебютного Гран При немца. Вместе с Шумахером, Россом Брауном, Рори Бёрном, Пэтом Симондсом и другими, Уокиншоу стал частью настоящей dream-team чемпионата и сыграл важную роль в завоевании первого титула Михаэлем в 1994 году. Однако быть одним из менеджеров команды, пусть и чемпионской, для него было мало.

Его звёздный час, как он тогда считал, пробил в 1997 году, когда Уокиншоу удалось выкупить Arrows. Из небольшой команды, одной из слабейших в пелотоне, Уокиншоу решил сделать масштабный проект. Он нашёл спонсоров (Danka), моториста (Yamaha), привлёк в помощь к конструктору Фрэнку Дерни знаменитого Джона Барнарда, поставил на машину шины нового поставщика Bridgestone, а также совершил почти невозможное, уговорив присоединиться к этому коллективу действующего чемпиона мира Дэймона Хилла!

К сожалению, на этот раз проект Уокиншоу потерпел неудачу. Её даже можно было бы назвать сокрушительной, так как Arrows A18 не отличалась ни скоростью, ни надёжностью, если бы не Гран При Венгрии того года. В этой гонке Хилл едва не одержал сенсационную победу, лидируя с большим отрывом на протяжении большей части дистанции.

Дэймон Хилл на Arrows на Гран При Венгрии 1997 года

Однако всего за три круга до финиша на машине забарахлила гидравлика, из-за чего коробка застряла на третьей передаче, а педаль газа работала нестабильно. Дэймон продолжал движение, но на самом последнем круге его всё же опередил Жак Вильнёв. Хилл финишировал вторым.

Эта точка так и осталась наивысшей в истории Arrows. Уже на следующем Гран При команда вновь оказалась среди аутсайдеров, а в декабре 2002 года обанкротилась. Её долги легли тяжким бременем на Уокиншоу, так что TWR закрылась спустя всего несколько месяцев после этого.

Уокиншоу не оставил гонок, в 2005 году начал новый этап своей карьеры в австралийской серии V8 Supercar. Он основал новую компанию, Walkinshaw Performance, и в 2007-м она выкупила 50% акций Holden Racing Team. Годом спустя Уокиншоу купил и вторую половину акций, благодаря чему в 2009-м на старт вышла новая команда Walkinshaw Racing. Однако увидеть, как его команда вновь добивается успеха, Уокиншоу было не суждено – 12 декабря 2010 года, в возрасте 64 лет, он умер от осложнений, связанных с раком лёгких.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё