Гран При Монако: Стратегический обзор

Льюис Хэмилтон отражает атаки Даниэля Риккардо на Гран При Монако

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Монако…

Гран При Монако всегда вызывает много дискуссий, и гонка этого года, вполне возможно, станет одной из знаменитых, которую будут вспоминать ещё долго. Выиграть её должен был Даниэль Риккардо, но второй раз подряд победа от него ускользнула и досталась Льюису Хэмилтону. Всё это напрямую связано с выбором стратегически важных решений, а также с тем, как команды Mercedes и Red Bull Racing воплощали их во время пит-стопов.

Гонка началась под дождём, но затем проходила на подсыхающей трассе, и это был один из тех случаев, когда результаты всех главных героев напрямую зависели от тактики. Командам пришлось принимать много решений, и когда асфальт уже позволял перейти на слики, все три гонщика, поднявшихся на подиум, выбрали шины трёх разных составов. Попробуем разобраться в причинах происшедшего, и понять, насколько сложно было в тех или иных ситуациях принимать правильные решения.

Ожидания перед гонкой

Начало уик-энда было солнечным, но в день гонки погода испортилась. При этом у команд не было более-менее точной информации о поведении дождевых шин Pirelli, и тем более они не знали, как резина будет работать на трассе в Монако, где крайне низкий уровень сцепления, и сколько кругов они выдержат на подсыхающем асфальте. Впервые в условиях Гран При применялись слики состава UltraSoft, которые теоретически позволяют проходить круги примерно на полсекунды быстрее, чем SuperSoft и быстрее прогреваются до рабочих температур.

События развивались по невероятному сценарию

Двумя неделями ранее Mercedes подарила Red Bull Racing победу в Гран При Испании, где на первом же круге машины Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга столкнулись, оба гонщика выбыли из борьбы. Можно сказать, в Монако команда Red Bull сполна отплатила соперникам за ту услугу, намудрив с тактикой Даниэля Риккардо и провалив пит-стоп в ситуации, когда австралиец лидировал с преимуществом в 13 секунд.

Но самое интересное, что исход гонки предопределило то, что подряд, одна за другой, произошли две крайне маловероятные вещи. Сначала Льюис Хэмилтон необычно медленно проехал свой первый круг после боксов, и казалось, это позволит Риккардо сохранить лидерство, но затем в Red Bull не смогли вовремя приготовить шины для Даниэля, когда он кругом позже поехал на свой второй пит-стоп, так что удача опять была на стороне гонщика Mercedes.

После старта Хэмилтон терял время позади медленно ехавшего Нико Росберга, пока тот не пропустил его вперёд на 16-м круге. К этому моменту он был на 13,4 секунды позади Риккардо, а из гонщиков лидирующей группы, ехавших за ним, Феттель, Алонсо и Хюлкенберг уже останавливались в боксах и перешли на промежуточные шины. На следующих пяти кругах отрыв Риккардо от Росберга увеличился на пять секунд, прежде чем тот поехал в боксы за промежуточной резиной, а это говорило о том, что по крайней мере один из гонщиков Mercedes не мог похвастаться скоростью на дождевых шинах на подсыхающей трассе.

После этого отрыв Риккардо от ехавшего третьим Росберга увеличился до 43 секунд. Поэтому Даниэль не чувствовал никакого прессинга со стороны Хэмилтона и не торопился провести свой пит-стоп. В это время он ехал примерно с такой же скоростью, как Перес и Феттель, которые уже перешли на промежуточную резину, поэтому складывалось впечатление, что она не намного быстрее. Теперь всё зависело от того, насколько темп Риккардо отличался от темпа Хэмилтона на одинаковых дождевых шинах: когда Льюис опередил напарника, он поехал быстрее и сначала сократил отставание, но Даниэлю удавалось держать отрыв на уровне 12-ти секунд.

В таких ситуациях у гоночных стратегов есть золотое правило: делай то, что делает догоняющий тебя соперник. Иными словами, раз ты едешь впереди, не спеши первым проводить манёвры, повторяй действия «охотника», и это позволит тебе сохранить позицию.

Тем не менее, когда Росберг провёл пит-стоп, в Red Bull Racing решили, что пора звать в боксы Риккардо и ставить на его машину промежуточную резину. Надо иметь в виду, в тот момент ещё никто не знал, что через шесть кругов первые гонщики перейдут на слики – это были Эриксон и Магнуссен. После финиша Риккардо совершенно справедливо утверждал, что не было никакой необходимости спешно звать его в боксы, поскольку из-за этого ему потом пришлось вступить в бой с Хэмилтоном, хотя этого можно было избежать.

Более того, из-за этого он лишился выгодной позиции на трассе, что в Монако ценится выше всего.

Ключевым фактором, предопределившим действия Red Bull, стал недостаток информации об особенностях новых дождевых шин Pirelli. В этой ситуации команда посчитала, что продолжать на них ехать – рискованно. Однако Риккардо был впереди, и ему вполне удавалось контролировать отрыв от Хэмилтона, так что проводить пит-стоп первыми явно не стоило.

Не было никакого риска, что Хэмилтон может выйти вперёд за счёт более ранней остановки в боксах – для этого он должен быть как минимум на 9 секунд ближе к Риккардо, чем был в тот момент. Как только в Red Bull не выдержали и первыми провели пит-стоп, в Mercedes получили шанс пропустить стадию на промежуточных шинах и сразу перейти на слики, хотя это и было сопряжено с риском.

На 24-м круге те, кто ехал на промежуточной резине, смогли прибавить и проходили круги на три-четыре секунды быстрее. Но Хэмилтон опережал соперника, ехавшего третьим, на полминуты, поэтому ему было нечего терять, оставаясь на трассе.

Риккардо быстро его догнал, и на этой стадии ещё казалось, что у Даниэля все шансы на победу, ведь он ехал на свежем комплекте промежуточных шин, который вполне позволял атаковать, как только Хэмилтон свернёт в боксы за сликами, что тот и сделал на 31-м круге. На это решение Mercedes повлиял темп Серхио Переса, только что перешедшего на слики, который был на том же уровне, что и темп гонщиков, ехавших на промежуточной резине. Именно такого момента и ждут стратеги, чтобы принять решение о переходе на резину для сухого асфальта.

Что касается выбора шин UltraSoft для Хэмилтона, то он был продиктован скоростью их прогрева. Льюис ехал впереди Риккардо, и в Mercedes понимали, что австралиец сможет проехать быстрый круг, а затем свернёт на пит-лейн, поэтому им нужны были шины, которые позволят быстро набрать темп на круге выезда из боксов и вступить в схватку с гонщиком Red Bull, когда тот вернётся на трассу после пит-стопа.

Но Хэмилтон проехал первый круг после боксов очень медленно, на семь секунд хуже своего нормального темпа! Поэтому в Red Bull могли бы спокойно провести пит-стоп и вернуться в лидеры.

В этой команде должны были определиться с выбором сликов из трёх возможных вариантов. Они видели, что в Mercedes поставили Хэмилтону комплект UltraSoft, что было несколько рискованно, ведь до финиша оставалось ещё 47 кругов, т.е. в два раза больше, чем самый длинный отрезок, который был пройден на тренировках.

Но в Mercedes решили рискнуть, в том числе сделав поправку на высокую вероятность появления автомобиля безопасности и введения режима виртуального сейфти-кара, что позволило бы несколько продлить ресурс шин.

Важная деталь: в Red Bull провели пит-стоп Макса Ферстаппена на том же круге, что и пит-стоп Хэмилтона, и голландцу поставили комплект Soft.

Это означало, что команда ещё не успела перестроиться, когда было принято решение пригласить в боксы Риккардо. Для каждого гонщика в гараже всегда готовы два комплекта шин. Но проблема в том, что в Монако пит-уолл находится над боксами, и стратеги, не видя, что делается на первом этаже, упустили один важный момент: они не сказали, что тот комплект SuperSoft, который они выбрали, был не в гараже, а за ним.

Из-за этого произошла 10-секундная задержка, стоившая Риккардо упущенной победы. И всё-таки он вернулся на трассу сразу позади Хэмилтона, хотя пит-стоп длился 35 секунд, тогда как в нормальных обстоятельствах – только 25.

Почему же в Red Bull поменяли планы и решили перейти на SuperSoft? Они были удивлены решением Mercedes в пользу UltraSoft и предпочли компромиссный вариант в пользу более жёсткой резины, поскольку не были уверены, что UltraSoft позволит доехать до финиша, но которая прогревалась бы быстрее, чем Soft.

Перес и Force India выиграли тактический поединок

Фантастический подиум Серхио Переса, стартовавшего с 7-й позиции, объясняется исключительно правильно выбранной тактикой. Гонка началась за автомобилем безопасности, возможности отыграть позиции на старте не было. На первом отрезке мексиканец ехал седьмым, пока в Ferrari на 13-м круге не позвали на пит-стоп Феттеля, занимавшего 4-ю позицию. Логика стратегов Скудерии понятна: перед Себастьяном ехали Росберг и Хэмилтон, при этом темп Нико был явно ниже, чем нужно – теоретически это давало возможность опередить обоих за счёт более раннего пит-стопа.

Расчёт провалился из-за того, что Фелипе Масса (Williams) пока не собирался переходить на промежуточные шины, и Феттель, оказавшись позади бразильца, провёл на этой позиции шесть кругов. Масса свернул на пит-лейн на том же круге, что и Росберг, но Перес постарался перейти на промежуточную резину попозже, и после этого вернулся на трассу между двумя машинами Mercedes, да ещё и опередил напарника, Нико Хюлкенберга.

Свой второй пит-стоп, на котором ему поставили слики, он наоборот провёл несколько раньше и выехал на трассу перед Росбергом. Он получил комплект шин Soft, что оказалось самым правильным выбором.

Феттель провёл пит-стоп на круг позже Переса, но к общему удивлению, на машине Серхио шины прогрелись очень быстро, и он смог сохранить свою позицию. Феттель ехал на такой же резине, поэтому разницы в темпе не было, и остаток гонки Себастьян так и провёл позади машины Force India.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё