Гран При Испании: Стратегический обзор

Старт Гран При Испании

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Испании…

Победой в Испании Макс Ферстаппен во многом обязан столкновению гонщиков Mercedes на первом круге, но после того, как они выбыли из борьбы, он провёл гонку безупречно, реализовав выбранную стратегию.

Ключевым стало решение о переходе на более рискованную стратегию трёх пит-стопов – Даниэль Риккардо и Себастьян Феттель лишились шансов на победу, сделав такой выбор. Мы проанализируем действия команд и попробуем определить, кто в данном случае допустил большую ошибку – Ferrari или Red Bull.

Ожидания перед гонкой

Перед гонкой в Pirelli говорили, что вариант с тремя пит-стопами лишь незначительно быстрее двух, а опытные стратеги считали, что вряд ли кто-то выберет какой-то иной вариант, чем два пит-стопа по схеме: короткий стартовый отрезок на Soft и два отрезка на Medium.

Результаты моделирования гонки показывали, что стратегия трёх пит-стопов – более рискованная – гонщикам нужно было не только отыграть 22 секунды, потраченные на дополнительную смену шин, но и на последнем отрезке гонки обгонять соперников, дважды сменивших резину. Обгонять в Барселоне всегда было сложно, если у вас нет серьёзного преимущества в скорости или гораздо более свежей резины.

В Red Bull удивляют сменой стратегии Риккардо

В равной степени верно, что Макс Ферстаппен выиграл гонку в Барселоне, как и то, что Риккардо и Феттель её проиграли. Весьма спорным было решение о переводе Даниэля Риккардо на стратегию трёх пит-стопов на 28-м круге, когда он лидировал в гонке и контролировал ситуацию. Ещё более спорным было решение Ferrari скопировать стратегию Red Bull.

Когда две машины Mercedes выбыли из борьбы после аварии, Ferrari и Red Bull получили отличный шанс на победу, которая крайне важна для каждой из этих команд. Преимущество было у Red Bull – Даниэль Риккардо лидировал в гонке, опережая Макса Ферстаппена, а Феттель и Райкконен ехали следом.

Обе команды понимали, что Ferrari быстрее, но в квалификации они не смогли добиться максимума от шин и показали более низкий результат, чем могли, уступив инициативу Red Bull. Но могли ли они выиграть, если бы использовали иную стратегию?

После старта Феттель потерял время позади Карлоса Сайнса, но когда смог опередить испанца, прибавил в скорости. Риккардо провёл пит-стоп на 11-м круге – Ферстаппен и Райкконен сменили резину кругом позже, а Феттель оставался на трассе до 15 круга, чтобы иметь шанс на дистанции получить преимущество. В тот момент никак нельзя было сказать, что он выбрал три пит-стопа – его действия свидетельствовали об обратном.

Но в Red Bull чувствовали себя уязвимыми для атак со стороны Ferrari. Возможно, при выборе стратегии они вспомнили Гран При Японии 2013 года, где Феттель и Уэббер боролись с Романом Грожаном за рулём Lotus. Там они использовали стратегию трёх пит-стопов для лидировавшего Уэббера, зная что Грожан будет реагировать на их действия, а Феттель, оставшись на двух пит-стопах, сможет победить – так и произошло.

Но в Барселоне ситуация была иной. Очевидным решением было попросить Ферстаппена чуть сбавить темп позади Риккардо, чтобы Феттель отстал и лишился возможности опередить австралийца за счёт «подрезки». Это позволило бы Риккардо спокойно выиграть гонку, а Ферстаппен, вероятно, закончил бы её третьим.

Но они либо не хотели просить Ферстаппена сбавить темп, либо победа Риккардо была для них не столь приоритетна. Возможно, хороший результат Ферстаппена по их мнению мог оправдать перевод его в Red Bull Racing на место Даниила Квята. А может быть, учитывая выступления Ферстаппена в Toro Rosso, они не были уверены, что он подчинится команде сбросить темп.

На втором отрезке гонки Ферстаппен выглядел чуть быстрее напарника, но и австралиец уверенно двигался к реализации запланированной стратегии двух пит-стопов. Но неожиданно для многих на 28-м круге Риккардо позвали в боксы, переведя его на стратегию трёх пит-стопов.

Проблем с этим решением сразу три. Во-первых, он уже потерял три или четыре секунды, контролируя темп и экономя резину в расчете на два пит-стопа. Во-вторых, прикатанный комплект был недостаточно быстр, чтобы компенсировать потерю 22 секунд на дополнительный пит-стоп. В-третьих, на последнем отрезке ему пришлось бы обгонять тех, кто лишь дважды сменил резину.

Перевод лидера гонки на стратегию трёх пит-стопов связан с большим и ненужным риском, поэтому стратеги других команд не поверили своим глазам, когда Риккардо свернул в боксы.

После гонки Кристиан Хорнер объяснил это желанием разделить стратегию своих гонщиков на случай, если Феттель будет останавливаться трижды, но это похоже на попытку подстроить историю под события. Аргументы Red Bull Racing понятны – они нацеливались на победу, но почему они не обеспечили лучшие шансы своему более опытному гонщику, лидировавшему в гонке.

Ferrari допускает ошибку

В тот момент в Ferrari могли бы рассмеяться вслух и сохранить стратегию двух пит-стопов для обоих своих пилотов. Да, ближе к финишу их позициям мог угрожать Риккардо на более свежей резине, но Даниэлю пришлось бы обгонять Кими и Себастьяна, а это очень непросто.

При этом, Феттель мог атаковать Ферстаппена за счёт более раннего второго пит-стопа и выиграть гонку. В тот момент для Ferrari было крайне важно сразу начать серьёзно прессинговать молодого Ферстаппена, но сделать этого не удалось. В итоге, они скопировали действия соперников – Феттель тоже свернул в боксы, переключившись на стратегию трёх пит-стопов.

В борьбе с Ферстаппеном они оставили Райкконена, но и с Кими в Ferrari не смогли прессинговать нового лидера, не попытавшись опередить Макса за счёт более раннего пит-стопа. Ферстаппен сменил резину на 34 круге, Райкконен – кругом позже. Кими преследовал Макса до финиша, но навязать ему серьёзную борьбу не смог.

Как оценивать такие действия Ferrari? Возможно, они не чувствовали достаточной уверенности в своих силах из-за приезда президента Маркионне после неудачной квалификации. Перед началом уик-энда он говорил, что команда должна победить, они чувствовали прессинг и не стали излишне рисковать, чтобы избежать неприятных последствий на глазах у своего босса.

Но соперники позади не угрожали их позициям – Валттери Боттас за рулём Williams проигрывал достаточно много, так что они могли позволить себе этот риск, и ничего бы не потеряли.

В Red Bull Racing и Mercedes заметили нехватку уверенности и будут стараться её эксплуатировать, так что Ferrari нужно принять какие-то внутренние решения и действовать смелее, как мы не раз видели в прошлом году.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё