Гран При Абу-Даби: Стратегический обзор

Старт Гран При Абу-Даби

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Абу-Даби…

Финальному Гран При не хватало интриги, поскольку судьба титула уже была решена, но с точки зрения стратегии гонка получилась интересной. Льюис Хэмилтон уступил в квалификации и гонке, а его стратегия в финальной части гонки стала предметом широких обсуждений.

Мы проанализируем, мог ли он выиграть, если бы получил более быструю резину SuperSoft на последнем отрезке, или если бы провёл финальный пит-стоп на несколько кругов раньше?

Ожидания перед стартом

Погода, как всегда в Абу-Даби, была идеальной, что позволило командам полноценно отработать на тренировках. На пятничных свободных заездах было видно, что Кими Райкконен очень быстр на длинной дистанции на обоих составах резины, особенно на Soft, а у Force India и Red Bull возникли сложности с тем, чтобы проехать большую дистанцию. Когда Перес опередил Риккардо в квалификации, стало понятно, что стратегия сыграет огромную роль в их борьбе.

Специалисты по стратегии рассчитывали на два пит-стопа по схеме SuperSoft - Soft - Soft для сильнейших команд, и обратной схеме Soft - Soft - SuperSoft для тех, кто стартовал позади. Поскольку большинство позиций в чемпионате уже определены, командам было нечего терять – и они могли рисковать.

Мог ли Хэмилтон выиграть гонку?

В Абу-Даби число вариантов стратегии у Хэмилтона в борьбе с Росбергом было очень ограниченным. В квалификации Нико в шестой раз подряд опередил Льюиса, он хорошо стартовал и сохранил лидерство, поэтому имел право первым выбирать стратегию.

В Mercedes позволили Хэмилтону побороться с напарником на финальном отрезке гонки, отыграться можно было за счёт стратегии, но вариант с тремя пит-стопами отпадал, поскольку был более медленным. Хэмилтон спросил команду о возможности провести гонку с одним пит-стопом, но для этого нужно было проехать отрезок из 44 кругов на Soft, чего никто по ходу уик-энда не делал. В этом случае на последних кругах его шины были бы примерно на четыре секунды медленнее, чем у соперников, если бы вообще смогли выдержать. У Хэмилтона этих данных не было, но они были у его инженера, который и отказал Льюису в реализации этого плана.

Когда на 31-м круге Росберг сменил резину, получив свежий комплект Soft, вопрос был в том, как нужно среагировать на это Хэмилтону, чтобы иметь шанс выиграть гонку. В тот момент Льюис находился в 1,3 секундах позади напарника.

Один вариант был в том, чтобы продлить отрезок, а на 12-15 последних кругах поставить SuperSoft для короткого спринта. Другой вариант – растянуть отрезок, а потом перейти на более свежий комплект Soft. Оба варианта базируются на разнице в эффективности свежей и изношенной резины. Шины, проехавшие на десять кругов меньше, обеспечивают преимущество примерно в секунду на круге, примерно такая же разница в скорости нужна, чтобы с помощью DRS обогнать соперника на Яс-Марине. Такой и была цель Хэмилтона.

Льюис мог сменить резину на один-два круга раньше – через семь или восемь кругов после пит-стопа Росберга – тогда отставание, которое ему предстояло отыграть сокращалось примерно на полторы секунды. К примеру, если бы он сменил резину на 38-м круге, то вернулся бы на трассу в шести секундах за Росбергом за 17 кругов до финиша, и догнал бы его примерно через девять кругов, но разница в скорости между двумя комплектами шин к тому моменту составляла бы лишь семь десятых, что осложняло обгон.

Решение было принято по результатам на круге. Первый и второй сектор Хэмилтон проехал хорошо, а на третьем на некоторых кругах его темп был не так хорош, что осложняло выбор подходящего момента для пит-стопа. В итоге, тщательно всё обдумав, инженер Хэмилтона Питер Боннингтон принял решение поставить ему Soft, а не SuperSoft на последний отрезок.

Это было сделано потому, что на первом отрезке шины SuperSoft быстро гранулировались и потеряли эффективность примерно через пять кругов, что не позволяло Хэмилтону рассчитывать на обгон в конце длинного отрезка.

Результаты компьютерного моделирования говорили о том, что после смены шин на 41-м круге отставание ещё можно было отыграть. Для этого на следующих 14 кругах нужно было отыгрывать по секунде, но после уверенного начала отрезка результаты прохождения кругов потеряли стабильность, и в итоге от 47 круга и до финиша гонки отставание зафиксировалось и составляло около семи секунд. Нужно сказать, что Росберг очень эффективно ответил на прессинг со стороны соперника, а гонка в Абу-Даби стала одной из лучших в его карьере.

Ошибка Хэмилтона была, вероятно, в том, что он поехал в боксы через 10 кругов после Росберга, а не через восемь, слишком серьёзно нагрузив шины. Кроме того, он использовал режимы работы мотора, которые не позволяла использовать команда – как объяснили потом в Mercedes, оба гонщика должны использовать одинаковые режимы, иначе это несправедливо. После прошлогодних разногласий по этому поводу в Бахрейне и Испании, было решено всегда соблюдать равенство, что Хэмилтон пытался оспорить на последних 14 кругах в Абу-Даби

Как командные действия помогли Пересу

Лучшими из остальных, позади Mercedes и Ferrari, в Абу-Даби оказались не Williams или Red Bull, а Force India – команда в хорошей форме завершила сезон.

После квалификации на четвёртом месте после отличного быстрого круга, позволившего Серхио Пересу опередить Даниэля Риккардо, он понимал, что удержать позади гонщика Red Bull Racing будет непросто, поскольку у Force India шины изнашивались быстрее, но помощь со стороны Нико Хюлкенберга изменила ситуацию.

Стартовав седьмым, Хюлкенберг смог опередить Риккардо на первом круге, обеспечив Пересу буфер, с которым могли работать стратеги. Теоретически, машины Red Bull Racing были быстрее, но вмешательство Хюлкенберга не позволило Риккардо опередить Переса за счёт более раннего пит-стопа, и хотя Даниэль смог обогнать немца, Перес к тому времени имел запас и в итоге финишировал пятым – позади Mercedes и Ferrari, но впереди Риккардо, который хоть и догнал его в конце гонки, но выйти вперёд не смог.

В Абу-Даби Перес добавил ещё десять очков, а всего в этом году заработал 78 – это самый результативный сезон в карьере Серхио в Формуле 1.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё