Гран При Сингапура: Стратегический обзор

Старт Гран При Сингапура

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сингапуре…

Гран При Сингапура в сезоне 2015 года запомнится своей уникальностью – впервые за последнее время доминировавшим прежде машинам Mercedes не хватало скорости, а за лидерство боролись гонщики Ferrari и Red Bull Racing, занявшие в итоге все места на подиуме. Кроме того, гонка запомнится вышедшим на трассу болельщиком, что привело ко второму выезду автомобиля безопасности, повлиявшему на результат.

Мы проанализируем эти факторы и поговорим о том, мог ли Даниэль Риккардо одержать победу, если бы обошлось без автомобиля безопасности, и могли ли в Mercedes спасти гонку, поднявшись на подиум. Кроме того, мы рассмотрим действия гонщиков Toro Rosso, которым удалось отыграться после нескольких неудач.

Ожидания перед гонкой

В Red Bull считали Гран При Сингапура лучшим шансом на победу в этом сезоне, а в Ferrari подготовили множество новинок, отлично подошедших стилю пилотирования Себастьяна Феттеля, для которого крайне важна стабильность задней части машины. Это качество отличало его машину в те времена, когда он выиграл четыре чемпионских титула с Red Bull Racing.

На свободных заездах в пятницу выяснилось, что Mercedes, несмотря на все усилия, не удаётся заставить работать шины Soft и SuperSoft – ни на быстром круге, ни на длинной дистанции. Разница по сравнению с этапами в Спа и Монце была столь радикальной, что это могло объясняться только резиной. Состав SuperSoft в этот уик-энд эффективно работал только в крайне узком диапазоне температур – в пределах двух градусов. Mercedes не удалось этого добиться, да и у других команд возникли проблемы.

Себастьян Феттель на лучшем круге в квалификации точно попал в этот диапазон. На длинных сериях кругов износ у Даниэля Риккардо был чуть меньшим, чем у Ferrari, что давало шанс отыграть позицию за счёт более раннего пит-стопа в гонке, но Себастьян это знал и был готов защищаться. Оба гонщика стартовали с первого ряда, что позволяло надеяться на активную борьбу за победу.

Но все помнили о том, что во всех прошедших Гран При Сингапура автомобиль безопасности выезжал хотя бы один раз. Этот непредсказуемый фактор команды постарались учесть, разрабатывая стратегию гонки. Вопрос был только в том, когда именно автомобиль безопасности появится на трассе.

Мог ли Риккардо выиграть гонку?

Учитывая собранную в пятницу информацию, стратегия Red Bull Racing была в том, чтобы заставить Ferrari провести пит-стоп раньше идеального момента при двух пит-стопах. Для этого они планировали провести пит-стоп у Риккардо чуть раньше, чтобы получить шанс опередить Себастьяна и вынудить Ferrari на ответные действия.

В Red Bull планировали поставить Риккардо Soft на длинный средний отрезок гонки, а на финальном использовать SuperSoft, чтобы иметь возможность атаковать Феттеля, у которого шины в тот момент были бы в худшем состоянии.

На шинах Soft у Ferrari было небольшое преимущество в скорости над Red Bull Racing, поэтому Риккардо не мог скопировать стратегию Феттеля – ему нужно было компенсировать эту разницу.

Разработанный Red Bull Racing план был разрушен двумя выездами автомобиля безопасности, который появлялся на трассе как раз в момент проведения пит-стопов. Смена шин за автомобилем безопасности отнимает вдвое меньше времени, чем когда пелотон едет на полной скорости, этим обязательно нужно было воспользоваться, чтобы не проиграть, так что Риккардо и Феттель дважды сменили резину именно в такие моменты.

Второй раз автомобиль безопасности выехал, когда на трассе появился посторонний человек. Такое случалось трижды за последние пятнадцать лет, и все три гонки, по стечению обстоятельств, выиграла Ferrari.

Выезды автомобиля безопасности лишили Риккардо шансов отыграться за счёт стратегии. В конце первого отрезка он продемонстрировал, что шины у него были в лучшем состоянии, чем у Феттеля – в другой ситуации он вполне мог реализовать план команды.

Мог ли Риккардо обогнать Феттеля на последнем отрезке? Борьба была плотной, но обгон – маловероятен. Феттель демонстрировал отличный темп в этот уик-энд, поэтому Риккардо нужна была очень большая разница в эффективности шин, чтобы опередить на трассе своего бывшего напарника по команде.

На что могли надеяться в Mercedes?

На первый взгляд, в Сингапуре Mercedes не могли бороться за победу и даже за место на подиуме. Но был один момент, когда казалось, что это возможно – когда на второй отрезок они выбрали Soft против SuperSoft у Ferrari и Red Bull Racing.

Феттель сдерживал пелотон, задавая темп гонки, поскольку хотел сохранить эффективность шин в конце отрезка и иметь преимущество над Риккардо. В этот момент гонщики Mercedes занимали четвёртую и пятую позицию, а команда исходила из того, что если в районе 31-33 круга появится автомобиль безопасности и лидеры отправятся в боксы, чтобы получить шины Soft, они оставят своих пилотов на трассе, а потом используют это преимущество, чтобы попробовать отыграться в конце гонки, поставив пилотам SuperSoft.

Чем дольше Феттель сдерживал пелотон, тем лучше выглядела стратегия Mercedes, но у Хэмилтона возникли проблемы со снижением мощности силовой установки, а Себастьян в этот момент взвинтил темп. Команда пыталась помочь Льюису, а Росберг потерял три или четыре секунды, пока смог опередить напарника. После этого Нико оставалось лишь следить за тем, чтобы не уступить позицию Квяту, а не думать о подиуме.

Ферстаппен и Сайнс

Гонщики Toro Rosso отыгрались после нескольких неудач и заработали очки. Макс Ферстаппен не смог тронуться с места в начале прогревочного круга, стартовал из боксов и проигрывал всем круг на первом отрезке, а у Карлоса Сайнса возникли проблемы с коробкой передач, из-за которых он потерял шесть позиций на первом отрезке, потом была заминка во время смены шин и незапланированный пит-стоп.

Гонщики должны были использовать такую же стратегию, на которую поначалу рассчитывал и Риккардо – с более жесткой резиной на среднем отрезке. Первый выезд автомобиля безопасности позволил Ферстаппену отыграть отставание в круг, а потом он провёл несколько эффектных обгонов, выделяющих его в дебютном сезоне. Кроме того, это позволило и Сайнсу вернуться в борьбу.

Гонщики Toro Rosso прорывались через пелотон и перешли на SuperSoft на последнем отрезке, но в разное время – Сайнс сменил резину на 28 круге, а Ферстаппен на 36-м, когда второй раз выехал автомобиль безопасности. При этом, Макс получил уже использовавшийся комплект, а Карлос – новый. Они легко опередили гонщиков Lotus, которые рано провели пит-стоп, получив Soft на последний отрезок. Следующей целью был Серхио Перес на Force India.

Сайнс считал, что он быстрее, и поскольку в прошлых гонках он не раз пропускал Макса, чтобы тот попытался опередить соперников, попросил команду, чтобы на этот раз Макс его пропустил. Команда согласилась, но Макс отказался.

Вероятно, это приведёт к тому, что в будущем Карлос откажется исполнять подобные просьбы, но в Toro Rosso активно используют командную тактику, чтобы увеличить шансы своих гонщиков, как и в Red Bull Racing. К примеру, в Спа Риккардо очень рано сменил резину, что вынудило Переса ответить ему столь же ранним пит-стопом, и позволило Квяту позже в гонке опередить Серхио, у которого шины уже были изношены, финишировав шестым.

В команде наверняка обсудят этот вопрос и решат его – они станут слабее, если гонщики не смогут сотрудничать при реализации стратегии.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё